Научный консультант нашего концерта Николай Глебович Жекулин, доктор филол. наук, профессор, с 1971 года преподает русский язык и литературу в Университете Калгари (Канада).
С детства поет в различных хорах и живет в семье, все члены которой занимались и занимаются музыкой на высоком, некоторые на профессиональном уровне.
В центре его научного внимания еще со студенческого времени всегда был И. С. Тургенев. Случайная находка в Публичной библиотеке города Нью-Йорк обусловила научный интерес к творчеству Полины Виардо. Одним мрачным зимним днем, в пятницу, когда уже не хотелось серьезно заниматься, в старом каталоге Николай Глебович обнаружил ссылку на рукописную партитуру оперетты «Последний колдун», принадлежащей перу П. Виардо. Началась погоня за многочисленными источниками музыки этой великой певицы на двух континентах и в разных архивохранилищах. Первым итогом разысканий стал концерт в рамках международного симпозиума, посвященного 100 летию со дня смерти Тургенева (Калгари, 1983). Во второй части этого концерта прозвучали сочинения Полины Виардо, романсы и — в первый раз после ста лет забвения — фрагменты из ее оперетт. В 1989 году увидела свет книга Н. Г. Жекулина, в которой излагалась история создания оперетты «Последний колдун» и ее представлений. Здесь в первый раз был напечатан подлинный французский текст тургеневского либретто, реконструированный на основе рукописи П. Виардо, которая в то время хранилась у ее потомков. Оперетта вызвала интерес со стороны коллег на Кафедре театральных наук Университета Калгари. Было решено поставить «Последнего колдуна» студенческими силами, для чего Н. Г. Жекулин подготовил по сохранившимся рукописям партитуру для исполнения. В январе 2005 года прошли с огромным успехом три представления спектакля.
Эта научная работа проходила на фоне заметно возросшего интереса любителей музыки и профессионалов к Полине Виардо. За последние годы было издано несколько новых биографий певицы, осуществлена постановка пьесы Шерри Коуман «Pauline and Turgenev» (1998). Ее музыка стала чаще включаться в программы концертов, появился целый ряд записей в исполнении самых знаменитых оперных певиц (Cecilia Bartoli, Frederica von Stade. Isabel Bayrakdarian). На этих концертах звучат также сочинения отца певицы Мануэля Гарсиа и старшей сестры Марии Малибран.
Что касается музыкальных произведений Полины Виардо на тексты русских поэтов, то они, за единичными исключениями, остаются практически неизвестными. Концерт на конференции в Санкт-Петербурге даст возможность слушателям впервые познакомиться в таком объеме с этой важной частью композиторского творчества одной из величайших артисток XIX века.