ВЗВИХРЁННАЯ РУСЬ

ПЕТЕРБУРГ

– Петрова память –

I

ПОДЪЕМНЫЙ МОСТ

– Зачинается строить через Мою-реку подъемный мост!

Напуганные «концом мира», а при всяком взрыве большого человеческого волнения для напуганных «конец мира» – и кровь и пугало, никогда не поймут и не почувствуют подъема и одушевления при вести о новой стройке.

– Зачинается строить через Мою-реку подъемный мост!

Да еще из ничего.

Или почти из ничего: из того, что есть.

А в казенных амбарах не так-то уж много, чего есть – надо все сделать, достать, выработать.

И притом в спешном порядке – «без замедления».

Это второй мост: первый – Большой, а этот пока без названия – у Мытного двора.

Мост деревянный.

Доски – с Охты; цепей нет – цепи сделают вольные кузнецы; копры бить сваи – от архитектора (архитекта) Трезина; прочие припасы из Казенных амбаров от командиров: мел, обивальные нити, напари, долота, говяжье сало – от Якова Ф. Шатилова, веревка – от майора Заборовского, уголь – от капитана Милюкова.

Только вот плотников нет – не идут на работу, и у Большого моста не работают.

Зимнее время – самый злющий мороз – январь.

Да и с ковшами беда:

«сети перепортились и земли ими тоскать не можно».

Тоже вот, как со шлюзами: две сделаны, а одной нет – кирпичу не хватило и плиты для фундаменту. Еще в прошлом году требовали, а все нет. А теперь бы самая

364


пора подвезти зимним путем и поставить у Соляных амбаров: плиты с Тосенских заводов, кирпич с Казны.

Будет, все будет, но не так скоро: невозможно, не поспевают!

Послано письмо за «подписанием Алексея Михайловича Черкаского» к архитектору Онарлеусу: Онарлеус этим ведает.

Если есть воля, а этот дар есть и величайший, воля всесильна, такая на своем поставит:

– лежебок вскнутнет, лодарей за шиворот в работу, с таким несметным богатством – Россия! – это не то, что Голландия или там – только бы мастеров, и все на работу! и все можно – города, дворцы, мосты –

А строит мост через Мойку А. Девиевр, в помощниках – Василий Туволков.

II

МЕЛЬНИЦА

Сквозь туман петербургский вижу, как в Копорье, Дудоровке, Стрелиной рубят леса. И сквозь сосны, ели, березы – мельницы. Круть мельничная, шум воды, вой ветра.

Мельницы – крупяные, мучные, соломосечные, масленые, цементовые, каменотесные.

Вода и ветер – единственный двигатель, мельница – фабрика.

Сквозь туман петербургский видится – валят леса, крутят мельницы – взгорыхнуло! – неугомонная воля – новая Россия.

В Красном строит цементовую мельницу архитектор Ягон Кристьян Ферстер. Заведует стройкой – Евсевий Савинков.

Савинков должен достать все припасы – весь матерьял:

приискав, приторговать сосновые леса; дуб, липу, а вместо кизиля и пальмы, зенгауту, напилив, перевезти из Петербурга от Зенбулатова, железо и сталь – из Казенных амбаров от Баранцова,

365


железный вал, гвозди, шипы, железную доску «против моделей» с Оружейного двора от Арзухина, медные орехи – от архитектора Микетия.

И все надо «непременно» и «немедленно».

А мельничный крепкий камень сделают в Красном каменоломщики.

Дьяк Лука Тарсуков, дьяк Петербургской Городовой канцелярии, скрепив указ, отдал самому Савинкову и другие указы ему же – к командирам: к Зенбулатову, Баранцову, Арзухину.

Лука Тарсуков знает! – и не одну только свою указную канцелярию.

– Когда в драке бьют по морде, – говорит он Савинкову в напутствие, – это ничего, подживет, а когда при этом крушат и вещи, это уж чего. Морда мордой и останется, а от вещи дребезги, куски, – пропало! А вещь – это – дух живой! И за это мало по морде.

А на взморье в избе – пять бумажных окон! – гудит ветер:

тысячу лет гулял здесь на воле, а теперь и его в работу – изволь колеса вертеть.

– Сшибануть разве – –! стройку?

III

БРОНШТЕЙНОВА ВЕДОМОСТЬ

И опять беда –

Петр спрашивает Кишкина:

– Зачали ль кровли и потолоки в Момплезире на палатки делать?

Семен Кишкин бывалый человек, курьером ездил от Петра к царевичу Алексею, не моргнул, ответил:

– Зачали.

Или с перепугу такое выскочило.

Какой там зачали!

«Полатный мастер» архитектор Браунштейн  – еще в прошлом году требовал матерьял крыть кровлю и на подбойку потолоков (потолков) и на пол в малых палатках в Монплезире, четыре месяца прошло, а ничего еще не отправлено.

366


Кроме того Петр затеял сделать два люст-гауза, и надо, чтобы к весне было все кончено (всеконечно), а нет ни досок, ни бревен.

А в Петербурге все имеется:

замки и петли – в Казенном амбаре,

«доеные припасы» – на Охте,

а если каких досок нет, можно взять от Мошкова за деньги.

– Мастеровые люди и арестанты помирают с голоду без провианта!

Вот она беда какая.

IV

БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ

Борис Неронов пишет князю Алексею Михайловичу Черкаскому.

Не своей рукой пишет Неронов, – доброписец из XVII века строчит! – своеручно он только подписывается.

И только однажды –

о веревках в сад Его Величества для обвязывания елей–

за подписью пристягнул:

«отпусти спешно!»

Но и со слов писаное – живо.

Неронов послал Кишкину в Петергоф подъем (лебедку), для подъема фигур, а потом не раз писал и при встречах напоминал Черкаскому, чтобы вернули подъем. И вот промешкали – спрашивает о подъеме государь, а подъема-то нет! –

– для милости Божьей, пошли сегодня!

Не дай Бог: схватится опять, быть грозе.

А так все мирно и тихо.

Надо две кожи – красную и сыромятную, сибирского татарина для уборки (убирания), больших собак –

– которых не потеряем!

Надо досок –

– на дело в сад государыни царицы лавок.

Надо железной проволоки «против образца» –

– для дела клетки.

367


У птичника Симона Шталя в птичнике завелись канарейки – это клетка для канареек. А скоро будут и «красные вороны».

Кожи, доски, проволоки, веревки отпустят из Казенных амбаров от Якова Шатилова и Заборовского.

И для медведей веревку – шестьдесят сажен веревок – от Заборовского ж:

– велено изготовить четырех медведей белых к свадьбе.

Чья свадьба? кого Петр выдает замуж? – надо свадьбу сыграть не как-нибудь, надо чтоб –

– с белыми медведями!

– Весь Петербург белыми медведями!

V

ВИНО И ТАБАК

Вино и табак – вещи соблазнительные.

О происхождении и вреде их столько написано, что ей-Богу ж ничего и не придумаешь.

Петр – первая табачная пора у нас в России:

на табак была мода и создавались легенды и были свои мученики.

А табак не такой был, не эта вот моя смесь –

куриный помет со мхом – Huhner Unrat mit Moos, на этикетке птичка!

а горлодер – голландский.

Курил его князь Дмитрий Михайлович Голицын (теперь на Руси и князья перевелись, одни остались «обезьяньи») и сам директор над строениями оберкомиссар Ульян Акимович Синявин и его брат комиссар Федор Синявин.

Вино же в России искони – от Бахуса.

И первый его слуга – царь Петр.

Да и государыня Екатерина Алексеевна не брезговала.

368


А уж приемщику Савинкову и сам Бог велел.

Простое вино курилось дома – с Водочного двора принимайте, не простое же заморское из Голландии Любе доставлял.

VI

ПО ПУНКТАМ И СВЕРХ

Кончилась великая северная война.

С 1721-го – самая горячая стройка, заканчивают работы, начатые в войну.

Главные работы в Петергофе, – в «Питере» по-сокращенному.

Генерал-архитектор Леблон, строитель Петергофа, Стрельны (Стрелиной мызы), Дубков, помер от оспы. На его месте – «полатный мастер голанец» архитектор Браунштейн.

Работы делаются по «пунктам» Е. И. В. и «сверх пунктов» – в совете мастеров:

– как покажет полатный мастер голанец –

– как Мишель присоветует –

– с позволения Мекентива.

Директор над строениями оберкомиссар Ульян Акимович Синявин. Под ним в Петергофе комиссары: Павлов, Карпов, Елчанинов и русский архитектор М. Г. Земцов.

Лето 1723 года.

Уж кроют свинцовыми досками каскады, площадку перед малым гротом, палаты в Монплезире.

Фонтанный мастер француз Полсолем (Солем) изготовляет эти доски: в амбаре, где работает столяр Фарсуар, поставлены станы.

Кровельный мастер – швед Константин Генекре.

Поялыцик – Потап Басемщиков.

А Монплезир кроют железом и сверх наметом –

– дабы от дождя какой вреды не было.

Еще одно лето работы и не по «пунктам», а уж «сверх» – свинцовой крышкой покроют самого и намета не надо: вреды бояться нечего.

Спешат вовсю – «к празднику», «чтобы не упустить удобного», «к пришествию» – одно лето осталось!

369


Все делается «с поспешением», «с неусыпным старанием», «с неоплошным смотрением» и принуждением:

– матерьял отпущать без остановок!

– быть у работы беспеременно!

– чтобы работы отправлялись без остановки!

Всё отделывают совсем в отделку, последний гвоздь вколачивают –

столярный мастер Мишель и Кардасей доделывают галереи

(галареи) на малой марлинской каскаде у шлюза (слюза);

балясы красят пока белой краской, потом будут росписывать;

в верхних галереях полы настилают;

роют малые дождевые каналы;

набивают глиной – укрепляют – у больших фонтанов против большой, гладкой каскады, где положены чугунные и деревянные трубы;

Антон Квадрий за штукатуркой смотрит;

Кардасей белым камнем отделывает басейн и перед каскадою;

маляр Федор Григорьев с учениками золотит урны;

дожидают живописца Короваку для молеванья;

во флигере печники делают печи из образцов (изразцов?);

как в Монплезире (по Мишелю), делают вставни или затворы в малых палатах у спальни;

отделывают каскады по лестницам и в Монплезире и росписывают;

у шлюза галереи и зымцы (карнизы) прибивают и росписывают;

Франц Цыглер и Конрад Оснер привезли из Петербурга две деревянные фигуры к концам стоков, деревянного драка и две деревянных куриц (работа Пинови) – фигуры переделывают, а к драку и курицам Полсолем свинцовые трубки делает для фонтана в нишелях решетчатых;

проводят от большой фонтаны (фонтана) чугунные трубы к нужнику в Монплезире: надо поднять свинцовый ящик в столчаке, чтобы из лягушек било воды одинаково.

370


Спешат. У мастеров – людей для работ с избытком («с удовольством»). Не проронить бы какой работы!

Оберкомисар Ульян Синявин всегда под железной рукой: скорей!

*

«В Монплезире по другую сторону шайфы или чуланец, конечно, вели поставить и росписать, а в нужнике сукном зеленым столчак и стены убить. Во флигере ко всем дверям замки прирезать. И вычистить и насыпать можжевельником, садовнику скажи, подле большого пруда ров покрыть досками и засыпать землею, буде успеет сегодня, буде же не успеет, чтоб не расчинал, и рыбу, как возможно, за решетку вели сажать больше и присланную карпи вели тут же посадить. Солдат петергофской команды из Стрелиной мызы сойми, а оставь пятьдесят человек, кои у каменной тески, о чем к Бачманову присем письмо. А яхта, которая прислана от светлейшего князя, вели поконопатить и починить не вынимая, в босейне, поваля на бок. И на всех работах, чтоб исправно было – надеюсь, что завтра императорское величество будет к Бронштейну до сих мест. Дай шлюпку и пришли ево немедленно сюда, а квартирмейстеру вели явиться у меня! Во флигире кроватей по пяти и по шти надобно изготовить и столов, чтоб было числом двадцать и с старым. А кроватей не худо б, чтобы и больше изготовить! В голореях штукаторную работу надобно конечно поспешить и очистить начисто весь сор по дорогам, – с подкреплением садовнику прикажи! Мосты в верхних голореях чтоб гладки были и крепки, где ставится будут игры. И провесть покрытый каналец от саду мимо флигерей, чтоб вода не взливалась на мост с огороду. Учеников как на кашкадах, так на фонтанах определить лучших, отменных, и сделать им роспись и определить над ними добрых урядников и капралов, дабы всяко свое место знал и меня репортевать».

371


*

А комиссар Павлов под постоянным «на тебе все взыщется» знает, дело не убежит, и на ордера «предлагает свои известия», рассвечивая их не общим, а словом своим именным на каждую работу:

«в большом канале разломанной стены на 11 сажен, в том числе камнем выкладено и глиною набито, а дерном не выстлано на 5 сажен;

«на четвертой стороне стенки в одну линию сваи побиты, брусье наложены и щиты защают; в другую линию сваи бьют и сегодня начнут на-дво связи класть;

«от моря под фашины землю ровняют, от малого прудка речки мелким камнем выкладывают, перемиду делают.

*

А надо спешить – надо во что бы то ни стало исполнить все по пунктам к сроку – еще, еще одно лето! – а и загнул-таки задачу! какой там на лето! – да и средств нет –

Денег не хватает на жалованье, нечем платить –

– кровельный (покрывальный) мастер Генекре непрестанно докучает!

– резному мастеру Оснеру только в сентябре выдали 100 рублев в зачет заслуженного жалованья за прошлый год!

– мастеровые из солдат не получили за семь месяцев!

– а рекруты, «употребленные (размещенные) по шестокам» к старым солдатам, «будучи в работе и видя к пропитанию неимущество», бегут – за июль сбежало 10 человек!

А с Пудожи и из Нарвы камень везут: затеваются новые работы уж не в Петергофе, а в Петербурге – у Летнего дома и Госпиталь (Шпиталь).

И опять надо деньги.

И какой-то народ бестолковый: ведь каждому надо втемяшить в башку всякую мелочь, иначе или перепутает, или такое устроит, греха не оберешься.

372


В Петергоф из иностранцев – послов и посланников – никого не пускают: караул стоял в гавани и на сухом пути за мызниковым двором у моста и от Ораниенбаума (Аранибома) смотрели.

И вот, наконец, фонтаны и каскады – работа итальянцев с архитектором Микентевым – готовы.

Петр затеял выдать замуж старшую свою дочь цецаревну Анну Петровну за герцога голштейн-готторского Фридриха Карла.

Прусскому посланнику барону Мардефельду было разрешено в Петергоф, и велено для него отворить все фонтанные воды.

Старичок, скорбный ногами, этот Мордафельт, прибыл.

В приказе обергофмейстера Матвея Алсуфьева между прочим сказано, чтобы лошадям его давали овес и сено. И тут же оговорено:

«пока он в Петергофе будет».

А не оговори, с дурьей-то головы чего доброго мордафельтовых лошадей будут кормить до скончания веков лошадиных, – всего станется!

Тоже и в другом приказе.

Меншиков распорядился, чтобы всем петербургским гарнизонным полкам, что на работах в Петергофе, быть к Богоявленьеву дню в Петербурге на стоянии у воды.

Ульян Синявин в ордере к Павлову по этому случаю пишет, чтобы отобрать у мастеровых людей этих полков инструменты в казну. И добавляет:

«а когда оные полки в Петергоф возвратятся, тогда по-прежнему им те инструменты отдайте».

Иначе может всякое быть: с великого-то ума отобрать инструменты отберут, но уж назад не жди, не получишь – «велено отобрать!»

Или все это не оттого – не потому что везде такой дурак подобрался, нет, дурак-то дураком, а это исконное наше, от «грозных» и «тишайших» столбцев идет – необыкновенная предусмотрительность от всегдашнего подозрения в злоупотреблении: человек-то уж очень не надежен!

А тут – в «гороскат петровский» под железной рукой, в таких тисках и таком вопиющем «неимуществе» всего жди.

373


И все эти толковые ордера, «пошпорта», весь этот подробнейший «бумажный аппарат» вовсе не от неуменья, а от глубочайшего недоверия человека к человеку, а к русскому (к своему) в особенности. И это такое исконное русское.

*

Кровля свинцом покрыта, галереи расписаны, фонтаны бьют и каскады

– русский Версаль готов.

Петр построил русский Версаль –

не ударить в грязь перед Европой!

Петр – «орлова полку», ни в каких столчаках, зеленым сукном убитых, не нуждался, любил море, механику – фонтаны – раз и строил, всё отделывал так, чтобы как там, в Европе –

Россия, как Европа!

И это «по пунктам» –

нет, еще больше, «сверх» –

Россия удивит Европу!

VII

РЕЗНОЙ МАСТЕР

Со смерти Петра прошло несколько месяцев, работа идет, как ни в чем не бывало.

Петровский упор необычаен – надолго хватит.

Это – «воля к деянию» такая страсть – действует и тогда, если даже сам-то человек, онегожен, действует и после смерти.

Петровские мастера – люди такой страсти, отчасти и зараженные, или, вернее, завороженные Петром, его необычайным упором и кипью работы: страсть к работе заразительна, как и противоположность ее – праздная тля.

Резного дела мастер – резной мастер Франц Циглер!

Два года назад Франц Циглер сделал в Петербурге две больших деревянных лежачих фигуры – «к концам стоков, что по обе стороны слюза (шлюза) в Большом канале». И повез их с другим резным мастером Конрадом Оснером в Петергоф вместе с двумя деревянными курицами и

374


деревянным драком – работа резного деревянного дела мастера Пинови «для фонтану в нишелях решетчетых».

В Петергофе Франц Циглер должен был переделать по указанию Петра эти большие фигуры, при этом в его распоряжении были все находящиеся о ту пору в Петергофе резные мастера и Конрад Оснер и Фарсуар и Эдгар Эль-Крисар и Кардасей и сам мастер Сенлорам.

Из Петергофа Франц Циглер перебрался в Москву к работам на Головинский двор (дворец), а когда на Головинском дворе стройка прекратилась, попал в Госпиталь к «Гофшпитальному строению».

Он лежит в «паралижной болезнии» – руками и ногами не владеет, а образцы делает и за работами смотрит! – всегда к работам является.

Так доносит госпитальный доктор Николай Бидлоо и добавляет, что человек он нужный и «впредь к госпитальному строению нужен будет».

О чудодейственном резном мастере рассказывают и штукатуры (штукаторы) Фрол Борисов с товарищи: они работали на дворе подле Яузы, а теперь в Госпитале же – в церкви и в Анатомическом театре.

– Рукам и ногам не владеет, а образцы делает и к работам всегда является, вот это мастер!

VIII

КРАСНАЯ ВОРОНА

Анна Иоановна – самая из русских русская царица, дочь царя Ивана Алексеевича, брата Петра, и Прасковьи Феодоровны, урож. Салтыковой. Вся вширь – императрица! – ножка белого гриба с «напачканными» бровями.

(При дворе такая мода была: пачкать брови).

А круг – рощи, сады, огороды, птичники, курятники, «ранжерея».

В садах – погреба, в погребах – коренья и овощи про обиход императрицы: петрушка, постарнак (пустарнак), порей, сельдерей, морковь, репка, свекла, ондиви.

В птичнике, в железной клетке канарейки.

А живут еще в клетках же красные вороны.

375


Сад насадил Петр и всяких птиц вывез из Голландии и красных воронов. И на огородах петровские солдаты-старики караулят – Иван Замараев да Артемий Русинов из Батальона от Строений.

Сад разросся до невозможности.

– Решеточные ворота большим ветром сломило, и столбы у пришпехта подгнили и тоже большим ветром сломило.

Столярного дела подмастерье Димитрий Максимов ветхости все исправит – по «памяти» петровской.

А памяти идет конец – –

Нового ничего не строят, заканчивают петровские затеи, заколачивают последние петровские гвозди – через годы Екатерины, через годы Петра-внука – последний дух петровской силы.

Уж восковую персону Его Императорского Величества велено по приказу обермаршала графа фон-Левенвольда отдать в Кунсткамеру (кунштькамору) к библиотекариусу Шумахеру.

Скоро будет действовать первый русский зодчий Земцов, ученик Трезина, помощник Леблона и Мекентива, скоро приедет из Парижа Растрелли сын и опять пойдет дым коромыслом – Елизаветинская стройка!

А пока что – всё в садах, огородах, рощах.

Петербург и Петергоф – курятник.

Запах помета, перьями и теплыми яицами.

Контора Садовых дел – всё.

В Петербурге в Васильевском саду садовый мастер – Яган Эйк (Iohann Heug), в Петергофе – садовых дел мастер, Ле-ван-харнигфельт (Le van harnigfeltt) и старичок птичник «иноземец» Симон Шталь (Simon Stahl), в Четвертом «Итальянском» саду садовый подмастерье Семен Лукьянов, в Конецком огороде смотритель прапорщик Алешутин.

А над всеми – Антон Кормедон – Антон Антонович – «красная ворона»!

*

Красные вороны – первая птица – за ними особый уход и забота.

Живут они в клетке, сидят на столбиках (второй столбик протоптали!), а кормятся или, как говорит любитель лес-

376


ковских «письмовручительств» подканцелярист Петр Часовников, «принимают пищу» в корыте (всё корыто продолбили!).

Как привезли их в Петергоф – «к пришествию в Петергоф Его Императорского Величества» – да как раскрыли клетку, все диву дались.

– Что за вороны!

– Ну, и вороны!

– Красные вороны! – сказал солдат Горохов.

Так и окрестили.

Птичник Шталь учил-кликал:

– Der Papagei.

Но ни садовые подмастерья, ни сама птица не откликались: птице понравилось русское прозвище.

Так и рапортовали (репортовали).

Это было еще в 1720-м году, когда верховодил кн. Алексей Михайлович Черкаский, а в подручных ходил при нем Борис Неронов.

А теперь обермаршал «его графское сиятельство и ордена святого Андрея кавалер» фон-Левенвольд, а под ним Антон Антонович Кормедон – «красная ворона».

Так прозвали Антона Антоновича все садовники до Петра Шапошника и старосты Матвея Гиллера.

Да и сам Антон Антонович любит щегольнуть русским словом:

– Ich bin russische красная ворона!

*

На всякое садовое «доношение», «ведение» и «промеморию» Антон Антонович кладет резолюцию.

Все равно – о еловых кольях, и тычье гороховом; о досках для делания столов и скамеек (скамеяк) в сады и по рощам; о лейках для поливки (поливанья) овощей и фруктов, о колесах под роспуски и одноколок (аднаколак), на которых песок, черную землю возят, также навоз и прочая; о олове, говяжьем сале, нашатыре, деревянном

377


масле и для починки леек (леяк); о висячих замках большой руки и малой (такой размер); о дубовых кадках (катках) для держания воды в оранжереях (ранжереях); о починке чулана, в котором будут сидеть «подорожники»; о железном скребке для чистки (чиски) в клетках, о потошниках (поташниках) для ловления птиц; о пробной лопатке и кирке – все равно, так пропишет, будто не птичник, не сад, не огород, не роща, а вся Россия в его воле и власти, и всякое дело, чтобы немедленно –

Антон Кормедон

Да, много бывало чудес на Руси и каркать о ее погибели, только воздух портить!

Это я не вам, это я старикам петровским огородникам солдатам Замараеву да Русинову.

На Конецком огороде, что за Казачею, вон они пригрелись на солнышке, вспоминают крутое Петровское время –

когда были настоящие комисары:

– Обер-комисар Ульян Акимович Синявин!

– Комисар Федор Акимович Синявин!

– Комисар Семен Михайлович Павлов!

– Комисар Степан Карпович Карпов!

– Комисар Федор Феодорович Шатилов!

– Светлейший Римского и Российского государств и главный генерал и кавалер Александр Данилович Меншиков!

– Генерал-майор, лейбгвардии майор Дмитреев-Мемонов Иван Ильич!

Настоящие комисары, не эти:

– Поручик Алешутин? майор Коробанов? Петр Мошков... разве что полковник Андрей Иванович Брунц?

Но главное-то – эта «красная ворона», она им вот где – Антон Кормедон.

– Погубит, мерзавец!

Ну, ничего – от огородного духу ой как спится! – поворчат старички и задремлют на своем «прилежном смотрении».

А сад разросся до невозможности и все растет, овощи

378


поспевают, птицы топчутся, несут яйца, работа идет – в Конторе Садовых дел и в Валдместерской (б. Лесных дел) пишутся донесения.

А пишут, как говорят. Читай, как написано, русскому языку научишься – русскому произношению

379


    Главная Содержание Комментарии Далее