КОММЕНТАРИИ

ПЯТАЯ ЯЗВА

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДУБОНОЖИЕ

С. 240. Многих ли ради грех наших и неправд, как сказал бы летописец, ~ много самых неожиданных происшествий совершалось... – Стандартная летописная формула. Ср. «Статьи о смуте» из Хронографа 1617 г.: «Того же лѣта грѣхъ ради нашыхъ гладъ бысть великъ» (III. Стб. 1285); «Въ лѣто 7111 бысть грѣхъ ради нашыхъ моръ лють» (III. Стб. 1286).

...и с т р е б и т е л ь н о г о общества... – Ремизовский неологизм в стиле Лескова. Имеется в виду: потребительского общества

...появились в Студенце черви, несметное их количество. ~ ползли они ~ с запада на восток, и размножались с быстротою молнии ~ Трое суток ползли черви на протопопа, потом вдруг повернули на исправника и пропали. – Ср. в «Повести о видениях в Нижнем Новгороде и Владимире»: «и будеть на нихъ многое множество поползущего гаду. – И пахнутъ на мя рукавомъ своимъ, и абие поползе по земли и по мне много жужулецъ и червей множество» (III. Стб. 241–242).

С. 241. ...не доставало яйца струфокомилова... – Струфокомил (струфокамил) – заимствованное из греческого древнеславянское название страуса (См.: Б е л о в а  О. В. Славянский бестиарий. М., 2000. С. 243–244).

С. 241–242. ...разрешил себе Александр Ильич, не сдержал своего воздвиженского зарока ~ А вот наутро ~ ощутил на себе ~ уши ~ ослиные... – Ремизов контаминирует два древнегреческих мифологических сюжета о фригийском царе Мидасе. Первый сюжет: Мидас подпоил учителя Диониса Силена и насильно удерживал его. За его освобождение Дионис исполнил пожелание Мидаса – наделил его способностью обращать в золото все, к чему он ни прикоснется. Дар бога обернулся несчастьем, от которого Мидас избавился, погрузившись в воды источника Пактол. Второй сюжет: фригийский царь получил ослиные уши от Аполлона в наказание за то, что в музыкальном состязании богов предпочел его игре на кифаре игру Пана на флейте. Мидас скрывал уши, но их увидел его брадобрей.

С. 242. ...на шее Анна... – Имеется в виду российский орден Св. Анны (учрежден в 1736 г.) 2-й степени, представлявший собой золотой крест, покрытый красной финифтью, с изображением в середине св. Анны. Орден полагалось носить на шее на узкой красной ленте с желтой каймой по краям.

...серпом силы своей всякого посечет. – Неточная цитата из апокрифического жития св. Андрея Юродивого. В главе «Провидение о Царьграде» рассказывается, что Господь, разгневанный беззакониями жителей города, «серпом силы своея посѣчеть персть» (С а х а р о в  В. Апокрифические и легендарные сказания о Пресвятой Деве Марии. СПб., 1888. С. 136).

С. 243. ...почить бы сном до р а д о с т н о г о у т р а. – Ремизов цитирует моностих Н. М. Карамзина из цикла «Эпитафии» (1792): «Покойся, милый прах, до радостного утра!», ставший одной из самых распространенных надгробных надписей русского некрополя конца XVIII–XIX вв.

522


...за птичеблудие... – Птичеблудие (древнерус.) – совокупление с птицами.

С. 244. ...волосы ~ как у беса, стояли стрелами... – Имеется в виду иконографический канон изображения бесов в древнерусском искусстве. Ср. описание антихриста в апокрифе «Вопросы Иоанна Богослова Господу на Фаворской горе»: «Тогда явится отметникъ, называемый антихристъ <...> власы головы его остры, какъ стрѣлы» (С а х а р о в  В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула. 1879. С. 124).

С. 245. ...с великим тезкою... – Имеется в виду Александр III, прозванный Македонским (356 до н. э. – 13.06.323 до н. э.) – один из великих античных завоевателей и полководцев.

С. 247. ...сообщалось известие чрезвычайное: <...> в Студенец <...> приедет губернатор. – Ср. в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»: «Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор» (Г о г о л ь  Н. В. Собр. соч. Т. 4. С. 9). Дальнейший порядок распространения вести о губернаторе в тексте Ремизова также ориентирован на текст Гоголя.

С. 248. Политань (от фр.: poli tann é) – темно-коричневая полировка.

С. 249. Оподельдок (от фр.: opodeldoch – мазь) – сорт мази.

...как кур в о д н ы й, с и е с т ь п а в – «кур морской» – славянское обозначение павлина (Б е л о в а  О. В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. С. 154).

С. 250. Персидский порошок – средство от блох.

Гуттаперчевая – сделанная из гуттаперчи – упрогого вещества, сходного с каучуком.

..у союзного стяга... – т. е. знамени «Союза русского народа».

С. 251. ...с т а р е ц Шапаев, что б л у д о м лечит ~ стоял в кругу баб-поклонниц...См. коммент. к с. 215.

С. 252. ...на четыре ветра прокричал ветеринар антоновские уши. – Трансформация двух сюжетных мотивов. Первый из них – финал мифа об ослиных ушах фригийского царя. «Мидас прятал уши под фригийской шапкой. Его брадобрей вырыл ямку в земле и прошептал туда: "У царя Мидаса длинные уши". На этом месте вырос тростник, который прошелестел об этой тайне всему свету» (Словарь античности. М., 1992. С. 353). Второй – мотив снятия порчи, наведенной колдуном. Ср. формулу заговора: «Стану я, раб Божий Н., благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами в чистое поле на три росстани, помолюсь я, раб Божий, трем братам, трем ветрам: первый брат, ветр восточный, второй ветр – запад, третий ветр – север!» (Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 308).

С. 253. ...сущее столпотворение и рассеяние языком... – Идиоматическое выражение, восходящее к библейскому тексту о стремлении людей построить Вавилонскую башню до неба и божеском наказании – смешении языков (Быт. 11; 4–6).

С. 254. Орех волошский – грецкий орех.

Кто голодающую муку... – т. е. муку, предназначенную для голодающих.

523


С. 255. Милефоль (от фр. mille-feuille – тысячелистник) – здесь.: настойка на тысячелистнике.

«Не говори, что молодость сгубила...»См. коммент. к с. 213.

524


    Главная Содержание Текст