Примечания

УКРЕПА

ЗЕМНЫЕ ТАЙНОСТИ

Спрыг-трава

Рукописные источники. «Спрыг-трава» (фрагмент) – автограф с авторской правкой <1912> – РНБ. Ф. 634. Ед. хр. 6. Л. 2, а также: № 3 в составе макета неосуществленного издания сборника «Хлебный голос и другие сказки» (ИРЛИ. Ф. 172. Ед. хр. 573).

Тексты-источники: Садовников № 75. Про Иванов цвет; № 113. Мельник-знахарь

 

662


С. 381. Дошлый – хитрый, пройдоха, а также знающий.

...на Ивана Купалу... – Речь идет о церковном празднике рождества св. Иоанна Крестителя, отмечаемом 24 июня ст. ст. Он приходится на день летнего солнцестояния и поэтому в народной традиции соединяется с древним языческим праздником, который именуется Иванов день или Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня выбирают себе брачную пару, очищаются огнем, прыгая через костры, и водой, купаясь в водоемах. Кроме того, считается, что травы, собранные на Ивана Купалу, обладают целебными и чудесными свойствами. Существует поверье, что в Купальскую ночь расцветает папоротник, способный открывать клады. Именно этой теме и посвящена ремизовская сказка, в которой подробно описывается как сам способ добыть цветок папоротника, так и морок, насылаемый на его собирателя нечистыми духами, охраняющими клады, а в Иванову ночь, по поверью, свободно разгуливающими по земле. Ремизов родился 24 июня. Поэтому в его мифопоэтической системе Иван Купала выполняет важную функцию. Купальская тема лейтмотивом проходит через все его творчество. Более того, этим фактом своей биографии писатель объясняет собственный дар сказочника.

Спрыг-трава – сказочная, чудесная трава, от которой открываются замки и запоры, а также даются клады; обычно этим именем называется цветок папоротника.

Морголютки – нечистые духи (отморготь – смрад, чад, дым); Ремизов заимствовал это слово из текста-источника № 113.

С. 382. Жигатъ – палить, истреблять огнем.

663


 
Главная Содержание К тексту