С. 381. Дошлый – хитрый, пройдоха, а также знающий.
...на Ивана Купалу... – Речь идет о церковном празднике рождества св. Иоанна Крестителя, отмечаемом 24 июня ст. ст. Он приходится на день летнего солнцестояния и поэтому в народной традиции соединяется с древним языческим праздником, который именуется Иванов день или Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня выбирают себе брачную пару, очищаются огнем, прыгая через костры, и водой, купаясь в водоемах. Кроме того, считается, что травы, собранные на Ивана Купалу, обладают целебными и чудесными свойствами. Существует поверье, что в Купальскую ночь расцветает папоротник, способный открывать клады. Именно этой теме и посвящена ремизовская сказка, в которой подробно описывается как сам способ добыть цветок папоротника, так и морок, насылаемый на его собирателя нечистыми духами, охраняющими клады, а в Иванову ночь, по поверью, свободно разгуливающими по земле. Ремизов родился 24 июня. Поэтому в его мифопоэтической системе Иван Купала выполняет важную функцию. Купальская тема лейтмотивом проходит через все его творчество. Более того, этим фактом своей биографии писатель объясняет собственный дар сказочника.
Спрыг-трава – сказочная, чудесная трава, от которой открываются замки и запоры, а также даются клады; обычно этим именем называется цветок папоротника.
Морголютки – нечистые духи (отморготь – смрад, чад, дым); Ремизов заимствовал это слово из текста-источника № 113.
С. 382. Жигатъ – палить, истреблять огнем.