Стр. 32 – Борода – «Завивание бороды» Велесу (Волосу), Спасу Илье, Николе или Козлу – древний жатвенный языческий обряд, совершавшийся в последний день жатвы, называемый дожинками, зажинками, обжинками. См.: А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1866–1869. Т. II. На Ильин день – 20 июля начинают зажинать рожь. Связь зажинок с Козлом А. А. Потебня (Объяснения малорусских и сродных народных песен. Варшава, 1887) объясняет тем, что по распространенному верованию почти всех европейских народов «душа нивы есть козло- или козообразное существо (как фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний несжатый пук колосьев или в последний сноп».
Стр. – ильинский олень окунул рога в речке – по народному поверью на Ильин день прибегает к реке олень и мочит свои рога и оттого вода холоднеет.
Стр. 32 – на все прилучья – на все случаи.
Стр. 32 – скоро-им-в-путь-опять – такая же птичья скороговорка, как перепелиное: «спать-пора!» или «пить-пийдем!» Стр. 33 – на красное годье – время.
Стр. 33 – Нивка, отдай мою силу! – «Нивка-нивка! отдай мою силку, что я тебя жала, силку роняла!»
Стр. 33 – Пригудка – прибаутка.
Стр. 34 – горкуя голубем – воркуя голубем.
Стр. 34 – от четырех птиц – железных носов – в одном охотничьем заговоре говорится: «стоит в чистом поле дуб, на том дубе четыре птицы – железные носы».
Стр. 34 – из-за темных каточин – ложбин.
Стр. 34 – Купена-лупена – волчья трава, сорочьи ягоды.
Стр. 34 – Вындрик-зверь – Индрик-зверь – мифический зверь Индра, ходит под землею, как солнце на небе.
В Голубиной книге рассказывается об этом звере, о властителе подземелья и подземных ключей, а так же, как о спасителе вселенной во время всемирной засухи, когда он рогом выкопал ключи и пустил воду по рекам и озерам. Индрик угрожает своим поворотом всколебать всю землю. Так рассказывается о нем в древних стихах, но в более поздних христианских зверь укрощен: он живет семьянином и молится Богу, а от поворота его колышется только его родная гора да кланяются ему прочие звери. Индрик-зверь – мать зверям. См.: П. А. Бессонов. Калики перехожие. М., 1861. Т. I.