<Примечания автора>

Стр. 24 – Черный петух – сожжение черного петуха относится к обряду опахивания – очищения села от болезни и нечисти. Подробное и сравнительное исследование этого обряда в книге проф. Е. В. Аничкова Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч. I и II. СПб., 1903–1905.

Стр. – 24 черный петух – поглощает все болезни и нечисть, – символ всех зол и напастей и самой Смерти в противоположность не черному – будимиру, который является символом воскресения, солнца.

Стр. – 24 от недели до недели – с воскресенья до воскресенья, с седмицы до седмицы.

Стр. – 24 алатырное – бледно-янтарное; алатырь – легендарный краеседмицы угольный камень.

Стр. – 24 пчелка несет праздники – воск для церкви и мед для пиров.

Стр. – 24 Коровья смерть – чума на скот.

Стр. – 24 Веснянка-Подосенница – весенняя и осенняя лихорадка.

Стр. – 25 Подтынница, Навозница, Веретенница, Болотница и др. – названия сорока сестер-лихорадок.

Стр. – 25 носить змеиного выползка – помогает от лихорадки; носить надо месяц, не снимая ни на ночь, ни в бане; выползок – змееныш, выползший из норы.

Стр. – 25 спорыши – петушиные яйца, если петух возьмется яйца нести.

Стр. – 25 стряпает из ребячьего са́ла свечу – этой свечой можно усыпить; когда такая свеча зажжена, бери все, что угодно, никто не проснется; сало надо обязательно из живого человека.

Стр. – 25 золотой гриб – помогает от всех болезней.

Стр. – 25 курник – курятник.

Стр. – 25 мутовка – палочка с рожками на конце для пахтанья, взболтки и чтобы мешать.

Стр. – 25 с горящим угольком – очистительная сила дыма. Такое же значение имеют качели.

Стр. – 25 шумя и качаясь – очистительная сила огня.

Стр. – 25 назем – навоз.

Стр. – 26 на месяце подымал на вилы Каин Авеля – народное объяснение лунных пятен.

Стр. – 26 дыхал гарным петушиным духом – горелым, пережженным, выжженным огнем, гарью.

Стр. – 26 надел на Алену хомут – испортил, наслав грудную болезнь: одышку, удушье.

167


 
Главная Содержание К тексту