КОММЕНТАРИИ

III. СВИТОК

СИСИНИЕВА МОЛИТВА

Впервые опубликовано: Лимонарь 1907. С. 73–90, под загл. «Вещица, имен которой двенадцать с половиною. Изъявление».

Прижизненные издания: Шиповник 7. С. 101–109, «1906 г.», под загл. «Вещица»; Сирин 7. С. 101–109, «1906 г.», под загл. «Вещица»; Струги. Лит. альманах. Берлин: Манфред, 1923. Кн. 1. С. 28–34, под загл. «Голяда», в цикле «Русские повести»; НРС. 1955. № 15597. 9 янв. С. 3, под загл. «Вещица-Голяда».

Автографы и авторизованные тексты: Беловой автограф в HP РЛ-Ч III. <1931> / / ГЛМ. Ф. 156. Оп. 2. Ед. хр. 176. Л. 54–59.

Печатается по тексту HP РЛ-Ч III.

Основной текст-источник, в котором отражены мотивы и образы

богомильских легенд и молитвы св. Сисинию против трясовиц: Веселовский. Разыскания VI. С. 41–53 («Духовные сюжеты в литературе и народной поэзии румын»).

600


В примеч. к Лимонарь 1907 Ремизов указал материалы, которыми также пользовался при написании легенды: Мансветов И. Д. Византийский материал для сказания о 12-ти трясавицах. Труды Московского археологического общества. М., 1881. Т. IX. Вып. 1; Бессонов П. Белорусские песни. М., 1871; Потанин Г. Н. Юго-западная часть Томской губернии в этнографическом отношении // Этнографический сборник. СПб., 1864. Вып. VI; Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861.

Легенда была включена в состав Лимонарь 1907 на стадии работы над сборником в издательстве, о чем свидетельствует приписка Вяч. Иванова к письму Л. Д. Зиновьевой-Аннибал Ремизову: «"Вещицу", Алексей Михайлович, приносите. Ничего, что не лимонарно. Так, значит, нужно, чтобы было посолонно» (цит. по: Лимонарь-РК VI. С. 666).

С. 179. Сисиниева молитваСв. Сисиний отождествляется с несколькими реальными и легендарными образами. Согласно преданиям, наиболее известен епископ города Кизик (III в.), который был подвергнут гонениям и обезглавлен при римском императоре Диоклетиане. Почитался в народе как целитель от лихорадки. См.: Веселовский А. Н. Заметки к истории апокрифов. I. Еще несколько данных для молитвы св. Сисиния от трясовиц / / Журнал Министерства народного просвещения. 1886. № 5. С. 288–293; Веселовский А. Н. Молитва св. Сисиния и Верзилово коло / / Там же. 1895. № 5. С. 226–234; Маслова М. И. Аполлон Григорьев и Афанасий Фет: поэзия в иконографическом аспекте // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2014. С. 140–148.

С. 180. ...показалась Ве́щица. – Прим. в Лимонарь 1907: «Вещица – демоническое существо о двенадцати с половиной имен. Имена указывают на разные виды зла, причиняемые Вещицей людям. Византийские сказания о дьяволе Гилло и еврейская легенда о Лилит, первой жене Адама, послужили впоследствии материалом заговору против трясавиц и молитве Сисиния. / Греческая Гελλώ – славянская Вещица, восходит к халдейскому учению о 12-ти астральных духах, влияющих на судьбу человека» (с. 128–129). По определению А. Н. Веселовского, «Гилло» – «демоническое существо, похищавшее и пожиравшее новорожденных, по поверью, восходящему к древней Греции, популярному в средние века...» (Веселовский. Разыскания VI. С. 41–42).  Ср. также в исследовании И. Д. Мансветова: «Гилло» и «Гилу» – «злая женщина или ведьма. <...> Известия о ней идут очень издалека и передаются у византийских писателей со слов других, на основании наблюдений над поверьями и из разных апокрифических сказаний. <...> у греков есть поверье о существовании мифической женщины под именем Гилло. Привидением она является у постели новорожденных и убивает их» (Т. IX. Вып. 1. Отд. I. С. 29).

601


С. 180. ...на молоду́ и под полн, на перекрое и на исходе месяца... Подразумеваются разные лунные стадии при заговорах и заклинаниях.

С. 181. ...щемит неведомой тоской ~ кидмя кидалась ~ из села до села – на погост. – Ср. в народном магическом заговоре от тоски: «...кидмя кидалась тоска от востока до запада, от реки до моря, <...> от села до погоста...».

...положит Вещица свое тело под ступу и летает бесхвостой сорокой, ~ там детё и сожрет. – Ср. в указанном выше исследовании Г. Н. Потанина: «Вещицы (ведьмы) летают по ночам под видом бесхвостой сороки; они спускаются ночью в трубы, которые были закрыты не благословясь, похищают детей из утробы спящих матерей, разводят на шестке огонь и съедают ребенка, а вместо него оставляют в утробе матери голик, краюшку, льдинку или головню» (с. 147–148). Шесток – в русской печи площадка между устьем и топкой. Голик – веник из сухих голых прутьев.

С. 182. ...навеки становился как кукиш. – Ср. в Лимонарь 1907: «...навеки становился негодным» (с. 81).

...не со́билось... –  Со́биться – собираться, снаряжаться, намереваться что-то сделать.

...Сисиний, великий воин, победитель Пора, царя индейского... – Ср. в исследовании А. Н. Веселовского: «Великий воин был св. Сисиний. Одолевал Сириан, Измаильтян и Татар» (Веселовский. Разыскания VI. С. 44). О царе Поре см. в легенде Ремизова «Премудрый царь Соломон и красный царь Пор» (Лимонарь-РК VI. С. 562–577).

С. 183. ...и молния, бряча...Брячить – то же, что бряцать.

Растужилась Магога...Растужиться – сильно горевать.

...ту́гой сту́женное сердце проклинало... – Ту́га – скорбь, печаль, мука, беда.

С. 184. ...к окатному шелому... – Прим. в Лимонарь 1907: «шеломя окатное – необрывистый, пологий холм, утес» (с. 129).

...едет Сисиний и видит: идет по пустыне – стал бить и колоть ее... – Пересказ фрагмента из основного источника {Веселовский. Разыскания VI. С. 48).

...и вот на губах его белое засладилось матернее молоко. – В Лимонарь 1907: «...изрыгнул на ладонь материнское молоко» (с. 89). См. также: Веселовский. Разыскания VI. С. 43,45.

С. 185. – Скажи же, проклятая, имя твое! – Ср.: «Скажи же, проклятая, премерзкие имена твои, прежде чем предадим тебя жестокой смерти» (Там же. С. 44).

Мора ~ Г о-/ля-/да. – См. об этих именах: Веселовский. Разыскания VI. С. 50–51. В архангельском заговоре от трясавиц упомянуты: Бесица, Преображеница, Полобляющая, Изъедущая, Голяда (Веселовский. Разыскания. После раздела X. Поправки и дополнения. С. 429).

602


С. 185. Го-/ля-/да – Ср. в исследовании И. Д. Мансветова значение половины имени в переводе с греческого: «13-е полуимя <...> (ведьма, оборотень)» (с. 33).

603


    Главная Содержание Текст