КОММЕНТАРИИ

III. СВИТОК

ГНЕВ ИЛЬИ ПРОРОКА

Впервые опубликовано: Лимонарь 1907. С. 33–62, под загл. «Гнев Илии Пророка, от него же сокрыл Господь день памяти его», с посвящением М. А. Кузмину.

Прижизненные издания: Шиповник 7. С. 47–61, с посвящением М. А. Кузмину, дата под текстом: «1906 г.»; Сирин 7. С. 47–61, с посвящением М. А. Кузмину, дата под текстом: «1906 г.».

Рукописные источники и авторизованные тексты: «Гнев Ильи Пророка, от него же сокрыл Господь день памяти его. Сказка». – Беловой автограф. Б. д. // РГАЛИ. Ф. 420. Oп. 1. Ед. хр. 8; Черновой автограф. «22 октября 1923»//Amherst. Box. 13. F. 1; Печ. текст – авторизованная машинопись, <1920-егг.>//Amherst. Box. 13. F. 1; Беловой автограф с правкой. <1931>. – НР РЛ -ЧII I // ГЛМ. Ф. 156. Оп. 2. Ед. хр. 176. Л. 5–29.

Тексты-источники: Веселовский. Разыскания: VI («Духовные сюжеты в литературе и народной поэзии румын»); VII («Румынские, славянские и греческие коляды»); VIII («Илья – Илий (Гелиос)?»).

Печатается по верхнему слою правки текста HP РЛ -Ч III.

В примеч. к Лимонарь 1907 Ремизов указал: «Повесть делится на три части. Главная часть повести – злоключения Иуды и неистовство Ильино отделяется от вступления с описанием загробных путей и адова чрева припевом заплачки: "Земля! Ты будь мне матерью. Не торопись обратить меня в прах!" Таким же припевом завершается мука мученская заключения повести. Повесть покаянная и поучительная» (с. 125).

В рец. на Лимонарь 1907 В. Малахиева-Мирович писала об этом апокрифе: «В "Гневе Ильи пророка" рядом с драмою на небесах и в аду из-за того, что Иуда украл у задремавшего апостола Петра ключи и перенес в ад все сокровища рая, – развивается земная драма беспомощности и гибели человека перед грозными силами стихий» (РМ. 1908. Кн. 1. Библиографический отдел. С. 5).

589


С. 143. ...пропастна́я глубина,/ высота поднебесная. – Ср. сходные образы в былине «[Про] Соловья Будимеровича»: «Высота ли, высота поднебесная, / Глубота, глубота акиян-море...» (Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / Изд. подг. А. П. Евгеньева и Б. Н. Путилов. М.; Л., 1958. С. 9).

С. 143–144. Но труднее и самого трудного тесный, усеянный колючим тернием, / «путь осуждения » / в пагубу. ~ И печальна другая – в темных цветах – «без возвращения». – Ремизов в примеч. к Лимонарь 1907 указал: «Расположение путей загробного мира разнообразно представлено в румынских заплачках, которыми пользовался автор. См. также "Хождение Зосимы и Агапия к Рахманам" (Памятн<ики> отреч<енной> рус<ской> литер<атуры> Н. С. Тихонравова). Ф. И. Буслаев: Исторические очерки народной словесности и искусства. А. Н. Афанасьев: Поэтические воззрения славян на природу» (с. 125–126). Ср. у А. Н. Веселовского в румынских заплачках: «...пути спасения и пути осуждения разделяются лишь за областью семи мытарств, за вербой, откуда в одну сторону дорога идет по полям, усеянным тернием, в другую по цветущим равнинам... <...> есть две дорожки, одна вся в цветах темных и печальных, другая в цветах василька, словно огненный поток» (Веселовский. Разыскания VII. С. 33).

С. 143. ..лающей выдрой... –  «Семья лающей выдры, подстерегающей людей», упомянута у А. Н. Веселовского (Веселовский. Разыскания VI. С. 25).

С. 143–144. ...с книгой Богородица ~ опечаленным душам. – Ср. в тексте-источнике: «Склоненная пречистым ликом над книгой живота и смерти опочивала утомленная Богородица... <...> у яблони св. Петра Богородица указывает странствующим душам "дороги", и она же представляется еще в другом образе: записывающею в книгу живых и мертвых, т. е. спасенных и осужденных, "указывая им судьбу", т. е., вероятно, пути спасения или осуждения, по которым им предстоит идти» (Там же. С. 28–29,33).

С. 145. Земля! / Ты будь мне матерью, /не торопись / обратить меня в прах! – Ср.: «Земля, земля! Отныне будь мне матерью, не торопись обратить меня в прах!» (Там же. С. 31).

С. 146. ..жевал ржавую / «христопродавку», ~ проклятой прострел-травы. – Примеч. в Лимонарь 1907: «Трава-христопродавка (Aconitum Lycoctonum) с разрезными листьями. В Вологодской губ. рассказывают, будто, когда жиды ловили Христа, хотел Христос спрятаться под христопродавкой, но не сумела трава хорошо укрыть Христа, – заметили Его жиды, схватили ножи и копья да ну пырять и колоть в траву. Христа, конечно, не подцепили, а траву испортили: пощипали все листья, порезали. Так с той поры и растет такой. Покарал Господь: не сумела она хорошо укрыть Христа. В Сибири то же рассказывают. Толь-

590


ко там не христопродавка, а трава-прострел. Прокляла ее Богородица. См. Потанин: Очерки северо-запад<ной> Монголии. Событие приурочивается и к избиению младенцев, и к страстям Господним» (с. 126).

И опять некошные...Неко́шный – бес, демон, нечистая сила.

С. 148. Забрал Иуда: / солнце, / месяц , ~ И наступила в раю такая тьма... – Ср.: «В одной румынской колядке Июда прокрадывается в рай и, пользуясь сном св. Петра, крадет райские ключи, похитил месяц, солнце и утреннюю зарю, престол Господа, купель Сына, траву босилька и райские цветы, крест и миро – и все это принес в ад, который приукрасился, тогда как в небе настала ночь» (Веселовский. Разыскания VII. С. 264). Босилёк – базилик.

С. 149. Хиль – немощь, хворь.

Огневик – фурункул, чирей.

Кила – опухоль при грыже.

Веред – нарыв с нагноением.

С. 151. Спрашивает Господь:/ «Кто возьмется из вас, преподобных, / принести мне похищенное?» ~ Лишь один вызывается/ Илья Пророк. ~ «Дай мне, Господи, гром Твой и молнию ...~ « Молод ты и не силен, – говорит Господь, – / не по тебе такое оружие/» – Ср.: «Кто возьмется принести обратно похищенное? – спрашивает Господь, а святые молчат, всем страшен Июда; вызывается один Илья, просит дать ему гром и молнию. Молод ты и не силен, говорит Господь, не по тебе это оружие» (Веселовский. Разыскания VII. С. 264)

С. 151–152. «Господи, я от моря поднял облако, ~ идола аккаронского. – Близкий к тексту пересказ фрагмента из исследования А. Н. Веселовского (Веселовский. Разыскания VIII. С. 309–310).

Я на горе Кармил перед лицом ~ и четырехсот дубровных гордой Иезавели ... –  Ср. в Библии: «И сказал Илия: <...> собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Бааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели» (3 Цар 18:18-19).

С. 152. ...и огонь пожрал всесожжение – и поглотил воду во рву. – Ср. в Библии: «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар 18: 38).

...и не в ветре, не в землетрясении, не в огне, / но в веянии тихого ветра я услышал Тебя? – Библейские образы; ср.: «...не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. / После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра» (3 Цар 19:11–12).

С. 153. Громом стучат колеса: ~ бороздит колесница. – Ср.: «...не забыт и образ колесницы: гром — стук от колесницы, в которой едут Илья или архангел Гавриил» (Веселовский. Разыскания VIII. С. 327).

591


С. 153. ...скользят, колют копья, / колотит каменная палка. – Ср.: «Орудием громовника является огненная палка, чаще громовые каменные стрелы» (Там же).

И корчится небо от огней – как корчится в огне береста. – Ср.: «Твердь, как береста, свертится...» (Там же. С. 338).

С. 154. И души цыган не успевают мастерить из снега / зернистый град... – Ср.: «В Болгарии рассказывают, что Илья заставляет умерших цыган делать град из снегу и пускает его летом на поля грешников...» (Там же. С. 326).

Падают черти на землю – / прячутся в гадов, в змеев... – Ср.: «Молнию русский народ считает за стрелу, кидаемую Богом или Ильей в змея или дьявола, который старается укрыться от нее в разных животных и гадах. В галицком сказании о сотворении мира Илья низвергает громом и молнией чертей на землю...» (Там же. С. 327).

...под шляпки яру́ек. – Яруйки – чертовы, ядовитые грибы.

С. 156. ...унимаешь руду-кровь...Руда (диал., устар.) – буквально: красная; употреблялось в значении «кровь». Ср.: «Появление Ильи в русских заговорах от руды мотивировано библейскими воспоминаниями: он иссушил реки, источники, пусть уймет и кровь» (Там же. С. 311–312).

...две белые лани из леса –/ падают мертвые. – Ср. у А. Н. Веселовского в другом контексте: «В Вологде существует <...> предание: две белые лани перестали являться <на заклание при жертвоприношении. – В. Б.> за великие людские неправды...» (Там же. С. 348). Лань – олень.

С. 157. ...напуски... – нападки, брань, наветы.

Призо́р – надзор, присмотр, пригляд.

...ужинистой ржи! – То есть обильной, богатой.

С. 158. Шаршавый пастушонка Елька... –  Шаршавый – то же, что шершавый, шероховатый. Зд., возможно, в значении: ершистый.

С. 159–160. Порешил Всемогущий: ~ десницу его он онего́дить / и навек не открывать день памяти его... – Ср.: «...гром и молния в руках Ильи; <...> кабы он знал, когда бывает ему празднование, <...> свет погиб бы от его грозовых ударов; оттого Господь скрывает от святого день, в который приходится его память» (Веселовский. Разыскания VII. С. 264; см. также: Разыскания VIII. С. 325).  Десница – правая рука. Онего́дить – то есть сделать негодной, обезвредить.

С. 160. ...в геенне / серебряный столб, / в столбе золотое кольцо:/ к золотому кольцу прикован / на цепи / Иуда. – Ср. в румынской песне: «...Серебряный столб; / В столб вбито / Золотое кольцо, / К кольцу привязан / Карий конь...» (Веселовский. Разыскания VII. С. 277).

С. 160–161. Зацепили за пуп / плясуна и волынщика, ~ над раскаленными каменными плитами... – Ср.: «...в изображениях страшного

592


суда по русским подлинникам плясуны являются повешенными за пуп, как в духовных стихах, создавшихся под впечатлением тех же идей, "плясуны и волынщики" осуждены на повешенье над каменными плитами и на гвоздье железное...» (Веселовский. Разыскания VII. С. 197). Ср. также об одном из наказаний в народном стихе «Воскреснет Бог и вознесется рука его»: «...повешенье за хребты над каменными плитами и на гвоздье железное – плясунам и волынщикам...» (Сахаров. С. 243).

593


    Главная Содержание Текст