КОММЕНТАРИИ

I. ЗВЕЗДА НАДЗВЕЗДНАЯ
Stella María Maris

Страсти Господни

Впервые опубликовано: Лимонарь 1907. С. 91–106, под загл. «О страстях Господних. Тридневен во гробе».

Прижизненные издания: Шиповник 7. С. 127–135, под загл. «О страстях Господних. Тридневен во гробе»; дата: «1906 г.»; Сирин 7. С. 127–135, под загл. «О страстях Господних. Тридневен во гробе»; дата: «1906 г.»; ЗН. С. 37 –41.

Тексты-источники: Веселовский. Разыскания XI. С. 1–116 («Дуалистические поверья о мирозданьи»); XII. С. 117–172 («Безразличные и обоюдные в Житии Василия Нового и народной эсхатологии»); XXIV. С. 185–213 («Видение Григория о последних днях»).

Анализ этого «эсхатологического» апокрифа см.: Грачева 2000. С. 62–66 .

Ремизов до публикации читал легенду на «башне» Вяч. Иванова на Страстной неделе, 18 марта 1907 г. М. Сабашникова вспоминала: «В эти дни Ремизов читал нам свое новое произведение "Страсти Господни". В этом произведении с небывалой силой словесно и ритмически было изображено демоническое начало мира. Писатель, казалось, ликуя, сам себя отождествлял со злом. Заключительные слова: "Но у креста стояла Мать, Звезда Надзвездная..." не являлись достаточным противовесом. Ад торжествовал победу. Когда Ремизов дочитал до конца, поднялся Вячеслав и возмущенно сказал: "Это кощунство, я протестую". Ремизов, и без того уже сгорбленный и много претерпевший в жизни, сгорбился еще больше и молча ушел вместе с женой» (Сабашникова-Волошина М.В. Зеленая змея. СПб., 1993. С. 165).

Секретарь издательства Вяч. Иванова «Оры» М. Л. Гофман свидетельствовал: «Помню, я как-то пришел к Алексею Михайловичу, и он прочел мне новый рассказ – "О страстях Господних", который произ-

542


вел на меня громадное впечатление. Я сейчас же побежал на "башню" и хотел прочесть эту вещь Вячеславу Иванову.

– А она действительно хороша?

– Изумительна! Может быть, это лучшая вещь в "Лимонаре"!

– Ну так сдайте ее в набор, – сказал Вячеслав Иванов, очень бегло

просмотрев рукопись.

Я сдал ее в набор и вскоре принес корректуру. Вячеслав взял ее, пошел в свою комнату и через четверть часа влетел в столовую, где сидел я, со страшным криком <...>

– Как вы смели без моего ведома сдать в набор такую гадость! <...>

этот рассказ богохульство, гадость, и никак не может быть напечатан в моем издательстве!..» (Гофман Модест. Петербургские воспоминания // Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. С. 376–377). Ремизов внес в текст рукописи поправки, о которых написал Вяч. Иванову 22 марта 1907 г.: «Сделал такие изменения: стр. 11 после слов: "ибо Сам Сатанаил пребывал там... воинством" // прибавил //Демонской силой Он отвел глаза человекам и всей подлунной, погрузил души их в бесовский сон, – и темный весной сон сковал вселенную ужасными видениями // далее пробел, которым и отделяются видения: "Вскинулись, взбросились бесы, совлекли со Христа плащаницу" и т. д. // стр. 15 сверху 7 строка Зачеркиваю: "видя без милости погибающий род человеческий" // стр. 16 В фразе: "Так два дня, две ночи безумствовал Сатанаил " и т. д. зачеркиваю "над телом Христовым" // стр. 18 В фразу: "А рядом с Богородицею" и т. д. вставляю: // как встать заре и взойти воскресшему солнцу и Ангелу явиться отвалить от гроба камень –

настать светлому дню Христова Воскресения, Она не отходила от Креста – неутомимая Смерть прекрасная и т. д. // Посылаю Вам в таком виде на Ваше усмотрение. Мне кажется, что теперь вполне ясно, что все это было сатанинское наваждение» (см.: Вячеслав Иванов: Материалы и исследования. М., 1996. С. 91—92). В тот же день Вяч. Иванов ответил: «Благодарю Вас за разъяснения, дорогой Ал<ексей> Мих<айлович>. Кажется, что выработанными Вами изменениями, исполняющими предложенные мною условия, уничтожается то впечатление сатанинской кощунственности, которое должно было во что бы то ни стало избегнуть» (Там же. С. 92).

Еще в более смягченной редакции это апокрифическое сказание вошло в Шиповник 7 и Сирин 7. Но и оно вызвало нарекания. Так, все же посчитав его «кощунственным», И. А. Шляпкин сетовал в письме к Ремизову: «Тяжело мне, по-своему православному верующему человеку, за кощунственный тон одной из легенд Вашего Лимонаря <...> Спаситель И. Христос в сознании русских православных людей всегда Царь Славы, от коего сокрушаются вереи вечного ада и содрогаются сатана и присные, а в Вашей легенде? Или это влияние Ге и лжере-

543


ализма? Так зачем же воскресать Ему? этому скелету... <...> Нехорошо, нехорошо...» (цит. по: Грачева А. М. Из истории контактов А. М. Ремизова с медиевистами начала XX века (Илья Александрович Шляпкин) // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46. С. 161). И. А. Шляпкин, в частности, подразумевал полотно Н. Н. Ге «Распятие» (1892). Ремизов ответил 23 февраля 1912 г.: «Над "Страстями" я много сидел и думал, и черкал и перечеркивал. Всё не выходило у меня того ясного изображения, которого хотелось мне достигнуть. О кощунстве не было у меня и мысли. Грех мой в том, что не сумел я изобразить ясно, и грех и беда моя в этом. Во 2-ом изд<ании> я решил просто вычеркнуть те фразы, которые дали повод обвинять меня в умысле, от которого я был далек, и в поступке, в котором ни душою, ни телом невиновен. Я хотел представить наваждение Сатанаила и тот соблазн, который пойдет от Сатанаила, и то отчаяние, от которого изомрет душа. <...> Тут в эти 2 дня и 2 ночи дело происходит не на земле и не среди живых людей, а в царстве душ человеческих, которые возродятся к жизни на земле. В эти 2 дня и 2 ночи Сатанаил "безумствовал" над всей вселенной. И дальше описывается не то, что было, а то, что станет в душе людей, все искушения, какие после пройдут перед душой человеческой. <...> Чем чудовищнее Сатанинское действо, тем картина ярче — искушение сильнее, соблазн безнадежнее, победа крепче и полнее» (Там же). См. также: Розанов Ю. В. Повесть Алексея Ремизова «Страсти Господни» в контексте религиозных исканий серебряного века // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 2001. Вып. 3. С. 445–452. (Проблемы исторической поэтики; Вып. 6).

Ремизов, касаясь легенды, писал в кн. «Петербургский буерак» в главе о своих сновидениях «Тонь ночи»: «...острота чувства и яркость видения мне говорят, что я был среди демонов в "воинстве" Сатанаила в тот крестный час смерти Христа в дни, не отличить от ночей, когда померкло солнце и звезды, это наши глаза звездами прорезали смятение тоскующей твари...» (Петербургский буерак-РК Х. С. 410–411).

С. 30. На Голгофе – на эдемской могиле Адама ~ Крестом Спасителя. – См. примеч. в Лимонарь 1907, в котором Ремизов частично пересказывает фрагмент из исследования А. Веселовского «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе» (СПб., 1872. С. 170—176): «Когда насаждал Бог рай, пришел Сатанаил и посеял древо познания добра и зла. Бог сказал, указуя на дерево: "Ту буду аз и тело мое и будет тебе на прогнание". Древо Познания разветвилось на три части: одна часть означала Адама, другая Еву, а середняя Господа. Во время грехопадения части Адама и Евы упали. Адамова часть поплыла в Тигр, а Евина после потопа занесена была к водам Мерры. Сиф, поминая Адама,

544


сложил по указанию Ангела костер из Адамовой части, и запылал неугасимый огонь, который стали стеречь звери. Когда Лот согрешил со своими дочерями, Авраам велел ему принести головню от зверя. Лот принес и посадил на горе и поливал, пока не выросла головня в высокое дерево. В странствиях по пустыне Моисей по повелению Ангела посадил Евину часть в реке крестообразно, и вода из горькой превратилась в сладкую, а дерево разрослось. Почувствовав приближение смерти, Адам просил Сифа и Еву пройти к раю и попросить Архангела дать елея милосердия, чтобы утолить страдания. Архангел Михаил дал им часть Господнюю. Адам узнал ее, сделал себе венец, надел на голову и умер. Из венца выросло огромное дерево. При построении храма Соломонова все эти три дерева попали в Иерусалим, но для постройки оказались негодными. И пролежали так у храма до распятия, когда Пилат велел для Христа и разбойников сделать из этих деревьев кресты. Часть Господня, выросшая из венца, вырвана была с головой Адама. Соломон, узнав голову, велел ее закопать и засыпать камнями, так образовалась Голгофа. По другому сказанию Голгофа была местом погребения Адама в Эдеме (см. "Апокалипсис Моисея", "Слово о Адаме", "О исповедании Евине")» (с. 129–131). Ремизов также опирался на легенды «О винограде и како ростяше», «О главе Адамове», «Сказания о крестном древе» (ПСРЛ III. С. 7–8, 8, 81–83), на «Западные легенды о древе креста и слово Григория о трех крестных древах» в исследовании А. Н. Веселовского (см., в частности: Разыскания X. С. 378, 413).

С. 30. Распяли Его на кресте леванитовом, ~ где клали венок – там капали кровавые слезы... – Пересказ с частичным цитированием фрагментов из исследования А. Н. Веселовского: Разыскания VII. С. 240, 243, 244. Примеч. в Лимонарь 1907: «"Леванитов крест". – Есть сказание, что Господню часть нашли на Ливане, отсюда произошло название креста – леванитовым (ливанским). "Голубиная книга" выпадала "ко честной главе ко Адамовой", "у чудного креста Леванитова". В сказаниях о крестном древе указывается на три крестных древа: кедр, кипарис и сосна, вместо сосны – пальма, олива (елоя, олея) или ель (певга), пальма, кипарис или кипарис, ель, кедр. См.: А. Веселовский. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе. СПб. 1872 г. В. А. Келтуяла. Курс истории русской литературы. СПб. 1906» (с. 131). В труде А. Н. Веселовского имеется в виду фрагмент на с. 173–174.

...перевязывали хмелем и ожиною ... – Ожина – ежевика.

...забивали под ногти иву (согрешившее дерево!)... – Примеч. в Лимонарь 1907: «Малороссийская колядка говорит, что ива проклята за то, что ни одно дерево не далось, а она далась мучить Христа. С тех пор ива стала червивой» (с. 132).

545


С. 30–31. Где гвозди вбивали – вино – миро – пшеница! – Примеч. в Лимонарь 1907: «Кровь – вино. Пот – миро. Слезы – пшеница» (Там же).

С. 31. И была тьма по всей земле от шестого часа до девятого. – См.: Мф 27:45.

Этих ангелов была тьма тем.... – То же, что тьма тьмущая, бесчисленное количество.

Разбойники, распятые со Христом, <...> поносили Его, как обманщика. – Ср. в Евангелии: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мф 27:44).

И у подножия, у залитой кровью головы Адама... – Имеется в виду «эдемская могила Адама» на Голгофе (см. выше примеч. к с. 30).

..мытарские мечи... – Возможно, подразумеваются мечи мытарей, сборщиков податей и пошлин.

С. 32. «Боже мой, Боже мой!/для чего Ты оставил меня?» – Цитата из Евангелия (Мк 15:34).

Друг против друга – брат и враг ~ брат и брат ... – Ср. в записи богомила Евфимия Зигабена, приведенной А. Н. Веселовским: «...Сатанаил и Бог-Сын – братья...» (Веселовский. Разыскания XI. С. 37).

...раздвинула железную тынь... – Вероятно, имеется в виду тын –

частокол или забор.

С. 33. Иисус предал дух. – То есть испустил дух, умер.

...затряслись горы ~ и небеса, свившись как свиток, прорезались пламенем, и, всколыбнувшись, горела земля ... – Ср. в Откровении Иоанна Богослова: «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих...» (Откр 6:14). Ср. также в одном из народных духовных стихов: «И небо воссияет, яко совьется, <...> Тогда же земля вся всколыбается...» (Сахаров. С. 150).

«Помяни мя, Господи, / егда приидеши во царствие Твое!» – Слова

разбойника, распятого на Голгофе с Христом (Лк 23:42).

...сад Аримафейский... – Имеется в виду сад Иосифа Аримафея, тайного ученика Христа. В гробнице Аримафея, по преданиям, был погребен Иисус.

С. 33–34. ...разделили пречистое тело: плоть – земле, ~ слезы –соленому морю. – Из апокрифа о возникновении Адама (Веселовский. Разыскания XI. С. 48).

С. 34. Выволокли демоны тело Христово из нового гроба ~ «Се царь

ваш!» – Рецензент ж. «Беседа» писал о легенде: «...страшный сон привиделся людям, когда Иисус был положен в саду в новом гробе: будто спит Иисус, и выволокли демоны тело его, растлили, убрали в дорогие царские одежды, вознесли на престол славы и возвестили всем бывшим и грядущим в векам: "се царь ваш!"» (Беседа. 1907. Сентябрь. С. 192).

546


С. 34. ...вознесли на высочайшую гору на престол славы. – Ср. в «Видении Григория»: «И ангелы и люди видят Господа, которого облако

принесло к престолу его славы... <...> Он воссел грозный на престоле славы...» (Веселовский. Разыскания XXIV. С. 196).

С. 35. ...иссякли источники ~ солнце померкло... – Несколько измененная цитата из «Слова на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» Ефрема Сирина; см.: Сахаров. С. 149.

547


    Главная Содержание Текст