КОММЕНТАРИИ

II. ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

ОТ ПАТЕРИКА

Обоюдный

Впервые опубликовано: Бисер Малый. С. 43.

Прижизненные издания: Подорожие. С. 188; Дни. 1925. 25 янв. № 674. С. 4, под загл. «Purus amor», в цикле «Плетешок»; Звено. 1925. 7 дек. № 149, под загл. «Purus amor», в цикле «Плетешок»; НРС. 1955. 3 апр. № 15681. С. 2, в цикле «Чертог твой (из книги "Полевые цветы")».

Авторизованный текст: HP РЛ II. Л. 55. Печ. текст, заглавие – автограф.

Текст-источник: Слово о некоем блуднице, иже милостыню творя, а блуда не остася // Пролог. 12 августа; О человеце, иже милостию и блуд творя // Хронограф редакции 1512 г. СПб.: Изд. Имп. Археографической комиссии, 1911, Т. 22. Гл. 155. С. 318.

584


В тексте-источнике рассказывается о некоем богатом человеке, который, с одной стороны, «миловал нищих», но с другой – «творил грех любодейственный». Поэтому после внезапной смерти он оказался между раем и адом, за свое милосердие он лишен ада, за любострастие – рая. Ремизов превращает повествование в лирический монолог от первого лица.

 

Покровенный грех

Впервые опубликовано: Бисер Малый. С. 48, под загл. «Покровенный грех: От пролога».

Прижизненные издания: Подорожие. С. 200–201, под загл. «Покровенный грех: От пролога»; Дни. 1925. 25 янв. № 674. С. 4, в цикле

«Плетешок»; Звено. 1925.7 дек. № 149, в цикле «Плетешок».

Авторизованный текст: НР РЛ II. Л. 56.

Текст-источник: «Слово о еже не осуждати, но миловати согрешающие» / Пролог. Сентябрь-ноябрь. 9 сентября. Л. 20–20 об.

С. 136. Исшмыргали – исцарапали, от шмургать – царапать тело.

 

Испытание

Впервые опубликовано: Бисер Малый. С. 49–50, под загл. «Испытание: Рече авва Иоанн Колов».

Прижизненные издания: Подорожие. С. 203–204, под загл. «Испытание: Рече авва Иоанн Колов»; Дни. 1925.25 янв. № 674. С. 4, в цикле «Плетешок»; Звено. 1925.7 дек. № 149, в цикле «Плетешок».

Авторизованный текст: НР РЛ II. Л. 57.

Тексты-источники: выписки из патерика в рукописном сборнике // РНБ. Ѳ I А 36. Л. 107 об.; Авва Иоанн Колов. Слово 8 // Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1891. С. 262.

С. 137. Василиски – мифические сверхъестественные существа, символизирующие инфернальный мир. Название производно от греческого «базиликос», король змей. Василиск изображался в виде дракона, но с головой и лапами петуха. Он вылупляется из яйца, снесенного петухом или жабой, в виде змеи. Наряду с аспидом, львом и драконом василиск считался одним из воплощений дьявола.

С. 137. Скорпия – скорпион, ядовитое членистоногое животное, обитающее в тропиках и субтропиках.

 

Покаяние

(« В одном монастыре одна из самых верных сестер ...»)

Впервые опубликовано: Русская молва. 1913. 19 авг. № 246. С. 2, под загл. «Покаяние: Поведал старец».

585


Прижизненные издания: Весеннее порошье. С. 136, в цикле «Свет невечерний»; Дни. 1925.25 янв. № 674. С. 4, в цикле «Плетешок»; Звено. 1925.7 дек. № 149, в цикле «Плетешок»; Возрождение. 1955. № 41. С. 23.

Авторизованный текст: НР РЛ II. Л. 58.

Текст-источник: Синайский патерик. Слово 303-е // Срезневский-III. LХХХII. С. 81-82.

 

Невера

Впервые опубликовано: Бисер Малый. С. 52–53, под загл. «Невера: От пролога».

Прижизненные издания: Подорожие. С. 210–211, под загл. «Невера: От лимониса»; Дни. 1925.25 янв. № 674. С. 4, в цикле «Плетешок»; Звено. 1925. 7 дек. № 149, в цикле «Плетешок»; Возрождение. 1955. № 41. С. 23-26.

Авторизованный текст: НР РЛ II. Л. 59.

Текст-источник: Синайский патерик. Слово 3-е // Срезневский-Ш. LХХXII. С. 54.

С. 138. ...попадал на глаза старцу. – В тексте-источнике монаху являлся святой Иоанн Креститель.

 

Покаяние

( «Один престарелый епископ, о котором шла молва...»)

Впервые опубликовано: Бисер Малый. С. 47–48, под загл. «Покаяние: От пролога».

Прижизненные издания: Подорожие. С. 198–199, под загл. «Покаяние: От пролога»; Цепь золотая. С. 7–8; НРС. 1955. 3 апр. № 15681. С. 2,7, в цикле «Чертог твой (из книги "Полевые цветы")».

Автограф: НР РЛ II. Л. 60.

Текст-источник: Слово о покаянии // Пролог. Сентябрь-ноябрь. 5 сентября. Л. 9.

 

Постник

Впервые опубликовано: Бисер Малый. С. 56, под загл. «Иаков Постник: От пролога».

Прижизненные издания: Подорожие. С. 217–218, под загл. «Иаков Постник: От пролога»; Цепь золотая. С. 10–11; Возрождение. 1955. № 41. С. 26.

Автограф: НР РЛ II. Л. 61–62.

Тексты-источники: Память преподобного отца нашего Иякова // Пролог. Сентябрь-ноябрь. 10 октября. Л. 84.

586


С. 140. ...квартиры-то менять это только на любителя! – Ироническая ремарка Ремизова, которому приходилось неоднократно переезжать с квартиры на квартиру как в России, так и в эмиграции, что нашло отражение в его произведениях. См. об этом: «Среди мурья и неурядицы», глава «На птичьих правах» (Оказион-РК III. С. 305), «Учитель музыки», глава «Индустриальная подкова» (Учитель музыки-Р К IX. С. 113).

...дочь разжившегося нэпмана. – Нэпманы – разговорное название предпринимателей в Советской России и СССР в период НЭПа (новой экономической политики), проводившейся в 1920-е гг. в Советской России. Была принята 14 марта 1921 г. X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны и приведшую Россию к экономическому упадку. Новая экономическая политика имела целью введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений, с восстановлением народного хозяйства.

 

Блюдущий

Впервые опубликовано: Русская молва. 1913. 19 авг. С. 2, под загл. «Блюдущий: Поведал авва Полихроний».

Прижизненные издания: Весеннее порошье. С. 134, в цикле «Свет невечерний»; Дни. 1925. 25 янв. № 674. С. 4, в цикле «Плетешок»; Звено. 1925. 7 дек. № 149, в цикле «Плетешок»; НРС. 1955. 3 апр. № 15681. С. 7, в цикле «Чертог твой (из книги «Полевые цветы)».

Авторизованный текст: НР РЛ II. Л. 63.

Текст-источник: Синайский патерик. Слово 18-е // Срезневский-III. LХХХII. С. 58.

 

Воскресения день

Впервые опубликовано: Русь. 1908. 13 апр. № 103. С. 2, под загл. «Светло Христово Воскресенье».

Прижизненные издания: Шиповник. Т. 7. С. 137–140, под загл. «Светло-Христово Воскресение», в цикле «Лимонарь: Луг духовный»; Дело народа. 1918. 4 мая. № 35. С. 5; Перезвоны. 1927. № 31. С. 966; Новый путь. 1944. № 6(50). 10 апр. С. 3; НРС. 1955. 11 апр. № 15695. С. 2.

Авторизованный текст: НР РЛII . Л. 64.

С. 141. Поморье – историческое название обширной территории на севере Европейской России. Поморский берег – южный берег Белого моря от Онеги до Кеми. Более широко Поморье понимается как все беломорское побережье с прилегающими районами.

587


С. 141. Сурож – древнерусское название города Судак на Крымском полуострове.

..из-за огненной реки... – В древнерусских апокрифических текстах огненная река изображается как место адских мучений («Книга Еноха», «Хождение Богородицы по мукам», «Видение апостола Павла»).

С. 142. Хоругви – священные знамена церкви, с изображением Иисуса Христа, Богоматери, особо чтимых святых и праздников. По одному из толкований православных богословов хоругвь рассматривается как символ победы над смертью и дьяволом. Хоругвь состоит из креста, поднятого на высокое древко и украшенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко. Находятся обычно возле правого и левого клиросов и выносятся на крестных ходах.

Запрестольная икона – икона на длинной деревянной рукоятке, которая располагается на восточной стороне алтаря за престолом и на которой изображен Иисус Христос, Богоматерь, или святой, которому посвящен храм. Во время крестного хода запрестольные иконы выносят из алтаря и несут впереди шествия. В обычное время стоят у восточной стены алтаря за престолом.

ТрехдневноеВоскресение – трехдневное пребывание Христа во гробе и последующее воскресение. Прообразом трехдневного воскресения Христова служило трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита. На это указывает сам Иисус Христос: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12: 40). Иисус Христос пророчествовал ученикам о своей будущей смерти, страданиях и воскресении, но апостолы не понимали смысла сказанного.

588


    Главная Содержание Текст