В тексте-источнике рассказывается о некоем богатом человеке, который, с одной стороны, «миловал нищих», но с другой – «творил грех любодейственный». Поэтому после внезапной смерти он оказался между раем и адом, за свое милосердие он лишен ада, за любострастие – рая. Ремизов превращает повествование в лирический монолог от первого лица.
Покровенный грех
Впервые опубликовано: Бисер Малый. С. 48, под загл. «Покровенный грех: От пролога».
Прижизненные издания: Подорожие. С. 200–201, под загл. «Покровенный грех: От пролога»; Дни. 1925. 25 янв. № 674. С. 4, в цикле
«Плетешок»; Звено. 1925.7 дек. № 149, в цикле «Плетешок».
Авторизованный текст: НР РЛ II. Л. 56.
Текст-источник: «Слово о еже не осуждати, но миловати согрешающие» / Пролог. Сентябрь-ноябрь. 9 сентября. Л. 20–20 об.
С. 136. Исшмыргали – исцарапали, от шмургать – царапать тело.
Испытание
Впервые опубликовано: Бисер Малый. С. 49–50, под загл. «Испытание: Рече авва Иоанн Колов».
Прижизненные издания: Подорожие. С. 203–204, под загл. «Испытание: Рече авва Иоанн Колов»; Дни. 1925.25 янв. № 674. С. 4, в цикле «Плетешок»; Звено. 1925.7 дек. № 149, в цикле «Плетешок».
Авторизованный текст: НР РЛ II. Л. 57.
Тексты-источники: выписки из патерика в рукописном сборнике // РНБ. Ѳ I А 36. Л. 107 об.; Авва Иоанн Колов. Слово 8 // Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1891. С. 262.
С. 137. Василиски – мифические сверхъестественные существа, символизирующие инфернальный мир. Название производно от греческого «базиликос», король змей. Василиск изображался в виде дракона, но с головой и лапами петуха. Он вылупляется из яйца, снесенного петухом или жабой, в виде змеи. Наряду с аспидом, львом и драконом василиск считался одним из воплощений дьявола.
С. 137. Скорпия – скорпион, ядовитое членистоногое животное, обитающее в тропиках и субтропиках.
Покаяние
(« В одном монастыре одна из самых верных сестер ...»)
Впервые опубликовано: Русская молва. 1913. 19 авг. № 246. С. 2, под загл. «Покаяние: Поведал старец».