КОММЕНТАРИИ

ПАВЛИНЬИМ ПЕРОМ

Часть третья

IV. Суфийная мудрость

Данный цикл создавался в непосредственном творческом контакте с ориенталистом, иранистом и курдологом В. П. Никитиным (подробнее см. с. 653, 655, 657 наст. изд.). В письме к Ремизову от 20 июня 1957 г., то есть уже после публикации основного корпуса текстов данного тематического ансамбля, Никитин выражал признательность писателю за годы совместной работы над литературой Востока: «Мне хочется низко поклониться Вам и от всей души поблагодарить за доброе ко мне расположение. Оно позволило заглянуть в мастерскую <...>. И в той же мастерской в кукушкиной комнате, мы читали часто "Римские деяния", московские грамоты, сказки, "Калилу и Димну". Вы ввели меня в круг чтения старинных повестей, я почувствовал их своеобразную прелесть. Звучание Востока и для Вас и для меня было

677


чем-то нас объединяющим в его искании» (Ms. Coll Nikitine; черновик письма) и затем в письме от 24 июня того же года продолжал: «<...> По субботам, пока на моей шее была банковская лямка, потом по четвергам, я у Вас. Одно время хорошо работалось вместе, пока глаза и голос не устали. "Римские Деяния", "Панчатантра", "Семь мудрецов", "Мелюзина", "Калила и Димна", "Анвар-и-Сохейли", а до Косьмы Индикоплова дочитаться не привелось. Зато Хасан Басрийский, Бишр Босоногий и другие суфии попали в ремизовский сказ» (Там же; отпуск под копирку). После смерти писателя его ближайшее окружение не оставляло намерений издать последнюю книгу Ремизова, включающую переработки суфийских памятников. Для этой книги Никитиным и было написано «Объяснительное слово к "Суфийной мудрости"», датированное 10 февраля 1958 г., являющееся важным свидетельством о литературных интересах писателя в самые последние годы его жизни и существенным источниковедческим документом (приводим его здесь в сокращении, полный текст: ПП. С. 191–193).

«Впервые прозвучавшая в русской художественной прозе "Суфийная мудрость" сообщалась ему мною на основании исследования современного персидского мыслителя Хасана Казем Заде Ираншехра. За исключением замечательного коротенького рассказа о "Хромой м<о>шке" <см. "Хромой толкачик". – Н. Г.>, заимствованного мною из "жития" суфийского шейха в Ардебиле Сафи-Эд-Дина, родоначальника первой национальной династии Сефевидов (III–IV вв.) в Персии, под заглавием «Сафват-ос-Сафа» («Чистота чистот», т. е. чистейшая чистота, сочинение – XIV в.), она не исчерпывает содержания наших с А. М. восточнических бесед и занятий. Мы читали "Повесть о семи мудрецах", восходящую, к индийскому оригиналу, изучавшуюся специалистами – Срезневским, Веселовским, Буслаевым. Знакомились с "Калилой и Димной" в издании широко известного арабиста

И. Ю. Крачковского. А. М. извлек из этих басен повесть "Стефанит и Ихнелат" (по славянской, через Византию, версии) и сказку о черепахе и утках (персидская версия – Анвари-Сохейли). А. М. очень ценил восточную образность в этой сказке. В тихой заводи две утки подружились с черепахой. Когда вода стала иссякать, утки собрались улететь. Черепаха взмолилась. Утки взяли ее с собой, <она> уцепилась ртом за палку, подхваченную ими. Но вопреки условию рта не раскрывать, не удержалась, увидев людей, удивлявшихся внизу, раскрыла рот (чтобы объяснить им), упала и разбилась. В арабских касидах поэтов Шанфара (доисламского периода) и Мутанаббия (X в.) образы еще красочнее и сильнее. Дыхание аравийской пустыни, бедуины-фарисы, междуусобия. <...>

Перейду, однако, к суфийству (или суфизму?), о чем тут главным образом речь. С моей стороны было бы ошибкой отпугнуть читателя

678


нагромождениями восточных имен и выражений. Ограничусь необходимым. Термин – суфи – т. е. "сермяжник" (суфии ходили в рубище), появляется около половины VIII в. в Сирии, где тогда был основан первый мусульманский монастырь. Это слово обозначало правоверного монаха-мусульманина, соблюдающего – сунну (традиции; изречения первых халифов), умерщвляющего плоть. Как все религиозные движения суфизм проходит через ряд этапов в его развитии. Хасан Басрийский (642–728) являлся действительным основателем исламского монашества. Участие женщин вносит в мистицизм необходимый элемент любви: Рабия, современница Хасана (умерла в 753 г.). Передвигаясь на Восток, суфизм, на персидской почве, приобретает некоторый оттенок ереси. Персы, обращенные в ислам силою меча, никогда не переставали чувствовать связи с Индией, с буддизмом. Так или иначе, к началу X в. мы видим в суфизме три течения: (1) суфий – правоверный мусульманин-аскет (Бишр Босоногий, умер в 841 г., и др.); (2) аскет-мистик (Зу-н-нун и др.); (3) сознательный пантеист (аль-Бестамий, казнен в 873 г.; Халлядж, казнен в 912 г., и др.). В течение X в. суфизм развивается в двух основных направлениях: (1) западном, арабском (правоверные мистики-деисты); (2) восточном, индоперсидском (мистики-пантеисты). Это различие ощущается до наших дней, но все же мистицизм служит связующим звеном. Важнейшие дервишеские ордена возникли в период XII–XIV вв. (Кадирийе, Рафаийе, Мевлеви, Шазели, Накшбенди и др.).

Теология восточного суфизма – обыкновенное пантеистическое представление о Боге: он есть во всем, он содержится в мире и мир в нем. Мир есть эманация божества и имеет лишь призрачное существование ("Майя"). Его разнообразие – обман чувств. Мир един, как едино божество. Оно разлито в виде божественной Души ("психэ" неоплатоников) и в человеке есть ее часть. Высшее счастие человека – отрешиться от своего "я", погрузиться в созерцание божества (таухид), расплыться в нем (фэна) и воссоединиться с ним (иттихад). Для достижения этого идеала суфии должны пройти четыре постепенные стадии (маназиль): шариат – закон; тарикат – путь (в нем самое существенное: выбрать старца – шейха, сделаться его послушником – муридом – и под его руководством убивать волю и личность, не рассуждая о приказаниях шейха, углубляясь в себя, размышляя о божестве) и, наконец, путем экстаза – халь – суфий доходит до третьей стадии – маарифат – познание (суфий становится ариф'ом, познает единство вселенной в Боге, призрачность мира, равенство религий, добра и зла). До четвертой стадии – хакикат – истина – удается дойти лишь немногим: созерцание Божества, пребывание между бытием и небытием. <...>» (ПП. С. 191–192,193).

679


1. ИЗ-ПОД ОВЕЧЬЕЙ ШЕРСТИ

Грешник – пьяница – дитя – женщина

Впервые опубликовано: НРС. 1956. 5 февр. № 15562. С. 8, вместе с текстами «Негр», «Рабийя», «Хромой толкачик» под общим загл. «Из-под овечьей шерсти: Суфийная мудрость».

В МПП-2 печ. текст НРС с исправлением опечаток рукой Б. Сосинского и его примеч.: «По персидским источникам (материалы, сообщенные В. П. Никитиным)», относящимся ко всей части IV. С. 459.

С.459. Хасан Басри Абу Саи́д аль-Ха́сан ибн Яса́р аль-Басри (642, Медина 728, Басра), в ранней переводной литературе по истории ислама именуется Хасан Басрийский исламский богослов-мистик, один из первых исламских аскетов (захид), предшественник суфизма, отвергал мусульманские догматы о предопределении, признавая наличие свободной воли у человека. Ему приписывается множество притч и изречений, вошедших в том числе и в «Сказки тысячи и одной ночи».

Суфи (совр. суфий, от араб. шерсть) последователь суфизма, эзотерического течения в исламе, проповедующего особый духовный опыт и аскетизм (грубое шерстяное одеяние считалось обычным атрибутом аскетов-отшельников и мистиков, символом самоотречения и покаяния), одно из основных направлений классической мусульманской философии, повлиявшее на этику, эстетику и литературу.

Источник притчи о мальчике и свече (третий фрагмент «дитя») – рассказ Хасана Басрийского, приведенный Никитиным в письме к Ремизову от 1 января 1955 г. (ПП. С. 209).

 

Негр

Впервые опубликовано: НРС. 1956. 5 февр. № 15562. С. 8, вместе с текстами «Грешник пьяница дитя женщина», «Рабийя», «Хромой толкачик» под общим загл. «Из-под овечьей шерсти: Суфийная мудрость».

В МПП-2 печ. текст НРС.

Источник текста — одна из суфийских притч Хасана Басрийского, которую Ремизов «осовременивает», используя прием остранения, в том числе речевые вульгаризмы («негр» вместо «незнакомец», «баба» вместо «женщина»). См. совр. пер.: Суфии. Восхождение к истине: Собрание притч и афоризмов. М., 2009. С. 92.

 

Рабийя

Впервые опубликовано: НРС. 1956. 5 февр. № 15562. С. 8, вместе с текстами «Грешник пьяница дитя женщина», «Негр», «Хромой толкачик» под общим загл. «Из-под овечьей шерсти: Суфийная мудрость».

680


В МПП-2 печ. текст НРС с исправлением опечаток рукой Б. Сосинского.

С. 461. Рабийя Рабиа ал-Адавийа (713 или 714, Басра 801, Елеонская гора), видная представительница басрийской школы аскетов, одна из самых выдающихся женщин-подвижниц в истории суфизма, героиня многочисленных суфийских притч (в том числе и приписываемых Хасану Басрийскому), прославляющих ее бескорыстную любовь к Богу.

С. 462. Как же ты знаешь Бога? ~ я его знаю без как. – Первоначальный текст источника был процитирован Ремизовым в письме к Н. В. Кодрянской от 25 октября 1955 г.: «Хасан Басри спросил <Рабийю. Н. Г. > : "как ты знаешь Бога?" (а я бы спросил: как ты любишь Бога). И он<а> ответил<а>: знаю (люблю) без как, как и люблю без потому что"» (Кодрянская 1977. С. 390).

 

Хромой толкачик

Впервые опубликовано: НРС . 1956. 5 февр. № 15562. С. 8, вместе с текстами «Грешник пьяница дитя женщина», «Негр», «Рабийя» под общим загл. «Из-под овечьей шерсти: Суфийная мудрость».

В МПП-2 печ. текст НРС.

В письме к Н. В. Кодрянской от 11 ноября 1955 г. Ремизов сообщал: «Продолжаю персидскую мудрость Никитин дал еще перевод из жизни "суфиев": "Хромой толкачик"» (Кодрянская 1977. С. 392).

Об источнике ремизовского парафраза см. в «Объяснительном слове к "Суфийной мудрости"» В. П. Никитина (с. 678 наст. изд.).

С. 463. Толкачик ср.: «Толкунчики, толкунцы, толкачи, толкушки <...>. Рой или столб мошки, которая толчется на воздухе, в теплые вечера, после дождя» (Толковый словарь В. И. Даля IV. С. 411).

Сафи-уд-Дин шейх Сефи ад-Дин Исхак Ардебили (1252, Ардебиль 1334, Ардебиль) основатель суфийского ордена Сефевие и родоначальник династии Сефевидов, пользовался большим авторитетом в народе, был признан святым и считался потомком пророка Мухаммеда. Сведения о его жизни содержатся в суфийской книге «Саффат-ус-Сафа» («Несравненная чистота») Таваккул ибн Исмаил ибн Беззаза, написанной в 1357/1358 г. на персидском языке и состоящей из 12 глав (бабов), в каждой из которых более 10 тыс. стихов и притчевых повествований.

2. СКАЗАНИЕ О ШЕЙХЕ БАЯЗИДЕ

Впервые опубликовано: НРС. 1956. 26 авг. № 15765. С. 3.

В МПП-2 печ. текст НРС.

681


С. 463. Баязид Вистами Баязид Тайфур ибн Иса Бистами́ (804, Бистам 874, Бистам) персидский суфий, его учение содержало положения об исчезновении своего «Я» через состояние «фана» растворения в Боге. В суфийской литературе существует множество приписываемых ему изречений и историй о нем, изложенных, например, в таких классических текстах, как «Раскрытие скрытого» (Кашф альмаджуб) Худжвири и «Поминовение святых» (Тадкират аль-авлия) Aттapa.

3. Зун-Нун

Впервые опубликовано: НРС. 1956. 14 мая. С. 3.

В МПП-2 печ. текст НРС.

С. 468. Зун-Нун Зун-Нун Абу Фаид Савбан ибн Ибрахим аль-Мисри, известный как Зун-Нун аль-Мисри (796, Ахмим 859, Каир) египетский суфий, чудотворец, покровитель врачевания, ему приписывается введение понятия «гнозис» в исламе.

4. Желвь и утки

Впервые опубликовано: Возрождение (Париж). 1955. № 47. С. 1314.

В МПП-2 машинопись с правкой Б. Сосинского.

Первопечатный текст сопровожден авторским примеч.: «Из книги "А<н>вари Сохэйли" (Блестки Канопы). Эль Уайд Эль Кашифи (XIV в.). Персидская версия басни из "Калилы и Димны". "Желвь" старинное название черепахи (VIII в.)». Ср. «Объяснительное слово к "Суфийной мудрости"» (с. 678 наст. изд.). См. также: Стефанит и Ихнилат: Средневековая книга басен по русским рукописям XV XVII веков. С. 57.

Тот же сюжет был использован В. М. Гаршиным в сказке «Лягушка-путешественница» (1887).

5. Халифат и Имамат

Впервые опубликовано: Возрождение. 1957. № 66. С. 5867.

В МПП-2 печ. текст ж. «Возрождение».

С. 472. Халифат теократическое исламское государство, возникшее в результате завоеваний в VIIIX вв. и впоследствии возглавляемое халифами. Первоначальное ядро халифата созданная пророком Мухаммедом в начале VII в. мусульманская община (умма).

Имамат духовная и светская власть, взгляды на которую отличаются в суннитском и шиитском исламе, что изложено Ремизовым в Предисловии со слов В. П. Никитина.

682


С. 478. Бишр Хафи Абу́ Наср Бишр ибн аль-Ха́рис аль-Марвази́ (767, Мерв 842, Багдад) исламский богослов, аскет (захид), суфий. Известен по прозвищу аль-Хафи («босоногий»).

С. 479. Ахмед Ханбал Абу́ Абдулла́х Ахмад ибн Муха́ммад аш-Шайба́ни, известный как А́хмад ибн Ханба́ль (780, Багдад 855, Багдад) мусульманский правовед и богослов, сподвижник халифа аль-Мутаваккиля.

683


    Главная Содержание Текст