МЕРЛОГ

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ ПИСАТЕЛЕЙ
(Письмо из Праги)

Открывшаяся на Николин день в Народном музее выставка привлекла большое и должное внимание как среди русских, так и чехов, оказавших к тому же и участие.

Выставочное обозрение начинается с Ломоносова – мозаика и северное сияние, тут же и «российская грамматика» 1755 г. А рядом Жуковский «Баллады и повести» 1831 г. и рисунки, – большой был любитель и предпочитал очень мелкую работу, Гоголь в письмах из Рима не раз поминает, на мелочи и глаза сорвал. Батюшков, Пушкин, Боратынский, Хомяков, Гоголь, Шевченко, Кулиш, Я. Полонский, – каждый представ-

198


лен рисунком, автографом, книгой, и висит портрет. Тургенев выделен, –  Тургеневский поминальный год. Лермонтов с автографом «На смерть Пушкина». Достоевский –  два рисунка. Толстой – рисунок к Азбуке. Оказывается, Толстой много делал рисунков к Жюль-Верну, когда читал его своим детям, но эти рисунки затерялись. Короленко, Розанов, Брюсов. А тех писателей, которых рисунков нет, их портреты со стен смотрят –  «русский Пантеон». Рисунки Блока, Гумилева, Волошина, Маяковского, Ал. Н. Толстого, Осоргина, Болдырева-Шкотта и Кобякова, –  фотографические снимки с «фейермэтхена». И совсем «молодая поросль»: М. Горлин –  Берлинские портреты и Б. Очередин –  в разноцветных красках, в каждой краске еще красочка – Монпарнас.

А в заключение Ремизов, –  и тут каких только нет каллиграфических затей и карандашом, и пером, и спичкой, и коготками мелких зверей, и птичьей породы: рукописные альбомы, рыцарские грамоты, знаки и печати, чудища («Посолонь»), революция («Взвихренная Русь»), интерпретация («По карнизам»), пустяки или, по Достоевскому, мизер («Учитель музыки»), иллюстрации к избранным любимым текстам Достоевского, Лескова, Писемского, портрет Льва Шестова, и Гоголь –  «Вечера». Так от Великого Ломоносова до «чудачеств» Ремизова – живая русская книга. Рукописный каталог работы Зарецкого, устроителя выставки.

Василий Куковников

199


    Главная Содержание Комментарии Далее