КОММЕНТАРИИ

МЕРЛОГ

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ ПИСАТЕЛЕЙ

Впервые опубликовано: Василий Куковников [Ремизов А. М.]. Выставка рисунков писателей: (Письмо из Праги) // ПН. 1933. 30 дек. № 4665. С. 3.

Рукописные источники и авторизованные тексты: 1) Выставка рисунков писателей. – Беловой автограф. <1933> // Amherst. Box. 12. F. 1а. 4 р.; 2) Василий Куковников [Ремизов А. М.]. Выставка рисунков писателей. – Авториз. газ. вырезка. <1933> // Мерлог. Л. 6–7.

Текст в Мерлог: газетная вырезка с авторской правкой. Название статьи и начальный абзац: («И это вовсе - командор!») – автограф.

605


С.197. И это вовсе не обязательно ~ взмахнешь – командор! – Текст абзаца – рукописная вставка Ремизова в текст газетной вырезки.

         Не скажу о Костроме, но наши питерские и московские книжники могли позволить себе жениться и даже иметь детей. – Отсылка к биографии проживавшего в Костроме друга Ремизова – коллекционера рукописей, историка-архивиста, юриста И. А. Рязановского (1869–1927), чей брак был бездетен.

         Открывшаяся на Николин день… – Известны: день поминовения переноса мощей Св. Николая в Бари – «Никола летний» – 9(22) мая и день кончины Св. Николая – «Никола зимний» – 6(19) декабря. Указанная Ремизовым дата открытия выставки не совпадает с журнальным объявлением и с указаниями в письмах Ремизова к Н. В. Зарецкому и В. А. Залкинд (см.: Морковин В. Приспешники царя Асыки // Československà rusistika. Roč. XIV. Čislo 4.1969. Červenec. C. 178–186; Флейшман Л. С. Из комментариев к «Кукхе». Конкректор Обезволпала // Slavica Hierosolymitana. 1977. № 1. С. 185–193).

         «Фейермэнхен» (нем. Feuermænnchen) – «огненный человечек». Его описание дано в воспоминаниях Н. В. Резниковой: «А. М. сидел в своем кресле за письменным столом <…> Под лампой <…> Фейерменхен – дух огня, от него свет и тепло, фигурка – деревянный сучок, его А. М. в Германии нашел» (Резникова 2013. С. 36). См. историю его обретения в повести Ремизова «По карнизам»: «Я нашел его в кухне в ящике под плитой – в углях. Лежит в уголку – тоненький, две руки, три ноги» (Зга-Росток XI. С. 478). Упоминается в кн. «Под-

623


стриженными глазами» (Иверень-РК VIII. С. 150). Также см. упоминание Фейерменхена в кн.: Кодрянская 1959. С. 120.

         С.198. А в заключение Ремизов ~ чудища («Посолонь», революция («Взвихренная Русь»), интерпенетрация («По карнизам») ~ («Учитель музыки»), иллюстрации к ~ текстам Достоевского, Лескова, Писемского, портрет Льва Шестова и Гоголь – «Вечера». – См. перечень альбомов и отдельных рисунков Ремизова, экспонировавшихся на выставке в Праге, в его письмах В. В. Перемиловскому от 1, 9, 12 июля 1934 г. (РЛит. 1990. № 2. С. 223–226).

         Рукописный каталог работы Зарецкого… – оригинальный рукописный каталог утрачен; известен его немецкий перевод с предисл. Д. Чижевского: Zaretzky N. V.Russische Dichter als Maler und Zeichner. Recklinghausen: Verlag Aurel Bongers, 1960. 100 S.

         Василий Куковниковпсевдоним A. M. Ремизова (см. подробнее комм. к с. 208). После заметки «Выставка рисунков писателей (Письмо из Праги)» следует газетная вырезка из неустановленного периодического издания – заметка «Рисунки Алексея Ремизова в "STURM'e"», подписанная инициалами «Н. Б.» [Н. Берберова?]. Под печатным текстом рукописная помета Ремизова: «Глаголический знак-анаграмма> / Paris / 1927 / <Единствен?>ный отзыв».

«Рисунки Алексея Ремизова в "Sturm'e"»

Помните, как рисовал Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Э. Т. А. Гофман? И еще помните рисунки на промокашке, на полях тетради, за которые доставалось в детстве? – Пока мысль гонится за словесной добычей, перо, в ожидании, выделывает свои, нечаянные выверты, такие веселые, что мысль порой, бросив след, возвращается к ним и растворяется в них, порой отдает им то, что ловилось для звука, порой переплетает их со звуком и смыслом…

В книгах Ремизова уже жили или прятались и зайчик Иванович, и коловертыш, и лесавка-ворочуша… а в них – вот он весь, с лесным шепотом, с кудрявой прыгающей, поющей, такой самородной и такой коренной, корневой, земляной, такой замысловатой и такой простой русской речью. Немцам он, пожалуй, напомнит в более сложных композициях тонкостью рисунка и легкой раскраски их художника Кве. Нас он просто заворожит русской сказкой, напугает залесной Бабой-Ягой, цапатою ведьмой, шорохом "лесного оха", "листика-слепыша" утешит "морозными цветами" и плеском "ладушек", двумя чернильными закорючками покажет "скриплика", "болибошку", "банных анчуток" – откуда взялись, а такие знакомые. И расскажет уже с эпической важностью бурятскую легенду о сотворении мира. Рядом – 12 братьев строят Софиевскую звонницу в Киеве. А по самой середине, над собственным указом под собственнохвостноподмахнутой грамотой –

624


сам Асыка, царь обезьяний, "о котором никто ничего не знает и которого никто никогда не видел"…

Н. Б.»

625


    Главная Содержание Текст