КОММЕНТАРИИ

МЕРЛОГ

ТАЙНА ГОГОЛЯ

Впервые опубликовано: Кикимора [фрагмент статьи] // Руль (Берлин). 1922. 21 сент. № 551. С. 2–3.

Прижизненные издания: Тайна Гоголя // Воля России (Прага). 1929. № 8 / 9. С. 63–67; Природа Гоголя // Ремизов А. Огонь вещей. Париж: Оплешник, 1954. С. 115–122.

Авторизованный печатный текст: Тайна Гоголя. – Авториз. журн. вырезка. <1929> // Мерлог. JI. 81–83.

Текст в Мерлог: авторизованная вырезка из журнала.

616


С. 253. …В. В. Розанов: «никогда более страшного человека… подобия человеческого не приходило на нашу землю». – Цитата из книги B. Розанова «Опавшие листья. Короб первый» (Розанов В. В. [Сборник: В 2 т.]. М.: Правда, 1990. Т. 2: Уединенное. С. 315).

          …сатанинское имя Гоголя – имя птицы, под видом которой, по богомильскому сказанию, является Сатанаил при сотворении земли… – Отражение космогонической гностической легенды, воспринятой богомилами – последователями еретического антиклерикального движения X–XV вв. См. апокрифическую повесть «О тивериадском море»: «Егда не бысть неба ни земли, и тогда бысть одно море тивериадское, а берегов оу него не было; и виде Господь на мори гоголя пловуща, а тотъ гоголь Сотанаил» (Веселовский. Разыскания XI. С. 47). По легенде, Бог и Сатанаил (Сатана) в образе птицы-гоголя совместно сотворяют землю и ангелов. Сатанаил становится их главой, но за гордость низвергается Богом из рая в ад. Эта легенда использована Ремизовым при создании романа «Пруд» (см. подробнее: Грачева 2000. C. 35–47).

          Кикимора – персонаж русской народной демонологии. Предстает в облике женщины, жены домового, проклятой родителями или родившейся от женщины и змея, а также в облике девушки, которая в мире людей умерла в младенчестве некрещеной.

          …«проклятая колдунья – Ничего!!!» («Опавшие листья», 1 короб) – Цитата из книги В. Розанова «Опавшие листья. Короб первый» (Розанов В. В. [Сборник: В 2 т.]. Т. 2: Уединенное. С. 315).

          …«кикимору» создал А. К. Лядов. – Имеется в виду одночастная симфоническая картина А. К. Лядова «Кикимора. Народное сказание для оркестра» (соч. 1909, изд. 1910). Ее написание связано с несостоявшимся замыслом балета «Алалей и Лейла» на либретто А. Ремизова. См.: Россия в письменах-Росток XIII. С. 872.

          С. 254. Как-то шли мы в Петербурге с Шестовым по Караванной ~ видим: птичье. – См. отмеченное Е. Р. Обатниной (Ахру-РК VII. С. 579) отражение этого происшествия в письме Ремизова Л. Шестову берлинского периода: «Помнишь шли мы втроем <…> и Д. А. Левин был, помнишь, птица ему на шляпу и с…нула, на Екатерингофско<м>?» (Переписка Л. И. Шестова с А. М. Ремизовым / Вступ. заметка, подг. текста и примеч. И. Ф. Даниловой и А. А. Данилевского // РЛит. 1993. № 1. С. 170).

          Поветовый суд – уездный суд. Отсылка к заголовку: «Глава IV. О том, что произошло в присутствии миргородского поветового суда»

639


(Гоголь Н. В. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

          С. 255. …я видел ее однажды весенним ранним утром в Устьсысольске, где солнышко не заходит… – См. стихотворение Ремизова в прозе «Кикимора» (1903) – Оказион-РК III. С. 56–57, 603. См. также отражение этого мотива в кн. «Иверень» (Иверень-РК VIII. С. 416–428).

В «Сказаниях русского народа» у И. П. Сахарова есть стих о Кикиморе. – См.: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах <…> От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн, говорит он ей сказки заморские про весь род человеч. Со вечера до полуночи заводит кудесник игры молодецкие, веселит Кикимору то слепым козлом, то жмурками. Со полуночи до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора; а голова-то у ней малым-малешенька со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. <…> Зло на уме держит на люд честной. <…> Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; со вечера до полуночи свистит, шипит Кикимора по всем углам и полавочной; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую» (Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. СПб., 1885. Кн. 2. С. 36–37).

С.255-256. Живет-растет кикимора ~ люд честной. – Близкое к тексту цитирование программы, предпосланной симфонической картине А. К. Лядова «Кикимора».

С. 256. Ремез – из птиц первая… – Ср. миниатюру «Ремез – первая пташка» (Докука и балагурье-РК II. С. 105–106). Ремизов возводил происхождение своей фамилии к названию этой птицы. См.: Алексей Ремизов о себе // Ремизов А. М. Избранное. Л., 1991. С. 548.

Аука, Скриплик – лесные духи, персонажи из цикла сказок Ремизова «К Морю-Океану».

 

640


    Главная Содержание Текст