КОММЕНТАРИИ

ТРИ СЕРПА. МОСКОВСКИЕ ЛЮБИМЫЕ ЛЕГЕНДЫ. ТОМ II

Ударение

Впервые: ПН. 1929. 1 янв. № 2841. С. 2, 10-я в цикле «Московские любимые легенды».

Прижизненные издания: TC II. С. 68‒73.

Тексты-источники: Метафраст. С. 147; Вознесенский, Гусев. С. 52‒ 53 («Ревность св. Николая по искоренению ереси Ария и его участие в первом Вселенском соборе»); Ключевский. С. 457. См. об этом легендарном эпизоде «ударения»: «Правило веры и образ кротости». С. 62‒63.

841


С. 295. Память Никейского собора: Символ веры «Верую»... ‒ В 325 г. на Первом Вселенском Соборе в городе Никее был выработан, а на Втором Соборе в Константинополе в 381 г. дополнен единый для всех христиан «Символ веры» («Верую»), краткое изложение основ христианского вероучения; состоит из 12 догматов; поется или читается на каждой литургии.

...«Отче наш», «Троица» и «Богородица». ‒ «Отче наш» ‒ христианская молитва, восходящая к Евангелию (Мф. 6: 9‒13; Лк. 11: 2‒4); «Троица» ‒ христианская «Молитва ко Пресвятой Троице»; «Богородица» ‒ христианская «Молитва Пресвятой Богородице» («Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою...»).

И еще осталось два имени: Арий и Николай. ~ и Николай, утвердивший Христа неразделимо в св. Троице. ‒ Об этом событии на Первом Никейском соборе Ремизов писал в ОНЧ (Лимонарь-РК VI. С. 612, 623‒625). Ср.: «Николай-чудотворец был в Никее на соборе, ударил Ария; выгнанный с собора и лишенный епископства, избитый, заключен в тюрьму, и в тюрьме ариане выжгли ему бороду. Явление Спасителя с Евангелием и Богородицы с омофором. А на другой день во время обедни два архангела возвратили ему митру и паллий, а к концу обедни борода выросла» (Там же. С. 625). Арий Александрийский (256‒336) ‒ священник в Александрии; ересиарх (глава еретической секты), утверждавший, что Христос, второе лицо Троицы, не единосущен Богу-Отцу.

С. 295‒296. ...ссылался на Андрея Критского, на то место из его Слова... Андрей Критский (Андрей Иерусалимский; ок. 660‒740) ‒ христианский богослов, проповедник, архиепископ. В его «Похвальном Слове Святителю и Чудотворцу Николаю», в частности, сказано: «Мечом глагола Божия ты посек до корня ересь разделения Ариева и соединения Савеллиева».

С. 296. Савеллий ‒ епископ, еретик, живший в III в.; основатель учения о Лицах Святой Троицы, которое расходится с ортодоксальным вероучением.

С. 297. «Человек есть храм Божий, и дух Божий живет в нем!» ‒ См. выше комм, к легенде «Посвящение» (с. 835).

С. 298. Петр де Наталибус (ок. 1330‒1406) ‒ итальянский католический епископ, агиограф; автор сборника «Каталог святых» (1369‒1372).

Митра ‒ высокий с круглым верхом головной убор высшего православного и католического духовенства.

Паллий ‒ римское название просторного плаща; элемент облачения митрополитов.

Подойдя к Хонэ... ‒ Вероятно, подразумевается местность Хоны (по-гречески ‒ «расщелина») недалеко от города Иераполя; там, согласно легенде, был воздвигнут храм в честь архангела Михаила.

842


 
    Главная Содержание Текст