КОММЕНТАРИИ

ТРИ СЕРПА. МОСКОВСКИЕ ЛЮБИМЫЕ ЛЕГЕНДЫ. ТОМ II

Никола-Угодник

Впервые: Голос Москвы. 1907. 25 дек. № 298. С. 1‒2, под загл. «Николай, угодник Мирнокиевский и триста старцев-иноков. Повесть и сказание».

Рукописные источники и авторизованные тексты: печ. текст (Кор-НП-1917) ‒  РГАЛИ. Ф. 420. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 45‒48.

Прижизненные издания: Шиповник 7. С. 15‒21, под загл. «Никола Угодник»; Новая простая газета. 1917. 28 нояб. № 2. С. 2, под загл. «Никола Угодник»; НП-1917. С. 9‒13, под загл. «Никола Угодник»; НМ-1918. С. 3‒11, под загл. «Никола Угодник»; ЗО. С. 11‒16, под загл. «Никола Угодник»; Перезвоны (Рига). 1927. № 39. С. 1244‒1246, под загл. «Странник»; TC II. С151‒159; Голубиная книга. Гамбург: Родник, 1946. С. 29‒36, под загл. «Сказание о Николе Угоднике».

Текст-источник: Бессонов. № 130. С. 578‒580 («Он же <Никола> и триста старцев иноков»).

 

С. 354. Чудна некая вещь... ‒ Ср. начало жития св. Николая в тексте Метафраста: «Мудра некая вещь...».

...явился Николе верхом на коне с серпами в руках ангел Господен. «Время жатвы пришло...» ‒ Ср. в «Книге пророка Иоиля»: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела...» (Иоил 3: 13). Ср. также в Апокалипсисе: «И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы...» (Откр 14: 15).

850


...заушал нечестивцев ариев... ‒ Об Арии см. в комм, к легенде «Ударение» (с. 842).

С. 355. ...городи городьбу! ‒ Ср. примеч. Ремизова в Шиповник 7: «С Николина дня заказываются луга: втыкают на межах прутья и ветки ‒ и на этих лугах пасти скот возбраняется».

...с вешнего Николы... Никола вешний отмечается 22 (9) мая. Этот день связан с перенесением мощей св. Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бари.

...до самой Никольщины. ‒ Имеется в виду празднование Николы зимнего 19 (6) декабря.

Отстоял Никола вечерню у Софии в Киеве. ‒ Имеется в виду собор Святой Софии (Софийский собор) в Киеве, построенный в первой половине XI в.

...пришел к Софии в Новгород. ‒ Имеется в виду собор Святой Софии в Великом Новгороде (1045‒1050).

...идет в Питер к Казанской. ‒ Имеется в виду кафедральный Казанский собор (собор Казанской иконы Божией Матери) в С.-Петербурге, построенный в 1801‒1811 гг.

А к великому славословию в Успенский на Москву поспел. Великое славословие ‒ в православном богослужении молитвословие на основе евангельского текста («Слава в вышних Богу, и на земле мир...» и т. д.). Успенский ‒ Успенский собор Московского Кремля (см. комм, к с. 5 наст. изд.).

С. 356‒357. ...Все святые собрались на Никольщину: ~ да милостивая жена Аллилуева, милосердая. ‒ О перечисленных Ремизовым святых см.: Лимонарь-РК VI. С719‒721 (комм. О. П. Раевской-Хьюз).

С. 357.Я гром-молнию нашлю, попалю, выжгу землю! воскликнул громовный Илья. ‒ В народных представлениях св. Николай противопоставлялся пророку Илие. Ср.: «Замечательно, что бо́льшую часть <...> верований в добрых, милостивых богов народ перенес именно на святителя Николая, равно как верования в богов грозных перенес на св. пророка Илию. <...> в народе сложилась вера в Чудотворца не просто как в Угодника Божия, внимающего усердной молитве всякого человека, но как в особого покровителя земледельческого труда и защитника от наказаний грозного пророка Илии, строгого карателя за грехи людские» (Вознесенский, Гусев. С. 630). См. выше комм, к легенде «Дар» (с. 849).

...известно, Касьян вгорячах Златоусту усы спалил. ‒ См. об этом эпизоде жития св. Касьяна: Аничков Е. В. Микола Угодник и св. Николай: Опыт литературной критики в области народных сказок и песен // Записки Неофилологического общества при Имп. С.-Петербургском ун-те. СПб., 1892. Вып. 2. № 2. С. 45. Е. В. Аничков здесь опирался на сборник Е. Р. Романова (Белорусский сборник. Вып. 4:

851


Сказки космогонические и культурные. Витебск, 1891. С. 15‒16). В народе укоренилось представление об этом святом как Касьяне Немилостивом. Ср. русскую народную поговорку: «Касьян на что ни взглянет ‒ все вянет. Касьян на траву взглянет ‒ трава вянет, на скот ‒ скот дохнет, на дерево ‒ дерево сохнет. На народ взглянет ‒ народу тяжело».

С. 358. Пустился по Черному морю... ‒ В НП-1917: «Пустился по Студеному морю...». Древнерусское название Северного Ледовитого океана. Так же называлось в старину Баренцево море.

...вспелешилось море... ‒ От диалектного глагола «пелехать». Ср. примеч. Ремизова в Шиповник 7: «пелехать ‒ идти вперевалку».

...угрожала Велеша, требовала жертвы... ‒ Ср. примеч. Ремизова в Шиповник 7: «Пелеша-Велеша ‒ Артемида "Троянских деяний", олицетворяющая убивающую и возрождающую силу природы».

Помилуй нас, Боже и святой Никола, / где бы ты ни был, явись к нам! ‒ Ср. в обращении-молитве, заключающем НП-1917 и вошедшем в Шиповник 7 («Милостивый наш Никола...»): «Милостивый наш Никола, / где бы Ты ни был, явись к нам!»

852


 
    Главная Содержание Текст