...заушал нечестивцев ариев... ‒ Об Арии см. в комм, к легенде «Ударение» (с. 842).
С. 355. ...городи городьбу! ‒ Ср. примеч. Ремизова в Шиповник 7: «С Николина дня заказываются луга: втыкают на межах прутья и ветки ‒ и на этих лугах пасти скот возбраняется».
...с вешнего Николы... ‒ Никола вешний отмечается 22 (9) мая. Этот день связан с перенесением мощей св. Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бари.
...до самой Никольщины. ‒ Имеется в виду празднование Николы зимнего 19 (6) декабря.
Отстоял Никола вечерню у Софии в Киеве. ‒ Имеется в виду собор Святой Софии (Софийский собор) в Киеве, построенный в первой половине XI в.
...пришел к Софии в Новгород. ‒ Имеется в виду собор Святой Софии в Великом Новгороде (1045‒1050).
...идет в Питер к Казанской. ‒ Имеется в виду кафедральный Казанский собор (собор Казанской иконы Божией Матери) в С.-Петербурге, построенный в 1801‒1811 гг.
А к великому славословию в Успенский на Москву поспел. ‒ Великое славословие ‒ в православном богослужении молитвословие на основе евангельского текста («Слава в вышних Богу, и на земле мир...» и т. д.). Успенский ‒ Успенский собор Московского Кремля (см. комм, к с. 5 наст. изд.).
С. 356‒357. ...Все святые собрались на Никольщину: ~ да милостивая жена Аллилуева, милосердая. ‒ О перечисленных Ремизовым святых см.: Лимонарь-РК VI. С. 719‒721 (комм. О. П. Раевской-Хьюз).
С. 357. ‒ Я гром-молнию нашлю, попалю, выжгу землю! ‒ воскликнул громовный Илья. ‒ В народных представлениях св. Николай противопоставлялся пророку Илие. Ср.: «Замечательно, что бо́льшую часть <...> верований в добрых, милостивых богов народ перенес именно на святителя Николая, равно как верования в богов грозных перенес на св. пророка Илию. <...> в народе сложилась вера в Чудотворца не просто как в Угодника Божия, внимающего усердной молитве всякого человека, но как в особого покровителя земледельческого труда и защитника от наказаний грозного пророка Илии, строгого карателя за грехи людские» (Вознесенский, Гусев. С. 630). См. выше комм, к легенде «Дар» (с. 849).
...известно, Касьян вгорячах Златоусту усы спалил. ‒ См. об этом эпизоде жития св. Касьяна: Аничков Е. В. Микола Угодник и св. Николай: Опыт литературной критики в области народных сказок и песен // Записки Неофилологического общества при Имп. С.-Петербургском ун-те. СПб., 1892. Вып. 2. № 2. С. 45. Е. В. Аничков здесь опирался на сборник Е. Р. Романова (Белорусский сборник. Вып. 4: