Впервые: БВ (утр. вып.). 1914. 6 дек. № 14538. С. 2, под загл. «Никола Милостивый, угодник Божий. Народное сказание».
Рукописные источники и авторизованные тексты: печ. текст (Кор-НП-1917) ‒ РГАЛИ. Ф. 420. Oп. 1. Ед. хр. 15. Л. 50 об.‒52 об.
Прижизненные издания: За Святую Русь: Думы о родной земле. Пг.: Изд-во журнала «Отечество», 1915. С. 8‒12, под загл. «Никола Милостивый ‒ угодник Божий. Народное сказание»; Мирское дело. 1916. № 1. С. 25‒26, под загл. «Никола Милостивый. Народное сказание»; НП-1917. С. 16‒20, под загл. «Николин дар»; ЗО. С. 20‒24, под загл. «Николин дар»; TC II. С. 138‒143.
Тексты-источники: Садовников. № 91. С. 270‒272 («Илья Пророк и Миколай угодник»); Афанасьев. № 10. С. 79‒85 («Илья Пророк и Никола»).
См. о легенде о Николае и Илье-пророке: История русской литературы. М., 1908. Т. 1. С. 125‒126 (глава пятая Е. В. Аничкова).
С. 346. Илья говорит Николе... ‒ Имеется в виду св. Илья-пророк. Его образ в народных верованиях и легендах часто предстает грозным и суровым, ассоциируется с грозой. В Библии пророк Илия восходит на небо: «...вдруг явилась колесница огненная и кони огненные <...> и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар 2: 11).
С. 348. ...еще слава Богу, что Никольщина близко. ‒ Имеется в виду Николин день 19 декабря (6 декабря по ст. ст.).