КОММЕНТАРИИ

ТРИ СЕРПА. МОСКОВСКИЕ ЛЮБИМЫЕ ЛЕГЕНДЫ. ТОМ II

Чудотворец

Впервые: СЗ. 1928. Кн. 37. С. 98‒107, 4-я в цикле «Московские любимые легенды».

835


Прижизненные издания: TC II. С. 24‒34.

Тексты-источники: Метафраст. С. 140‒142; Антонин. С. 452‒458, 485; Леонид. Житие и чудеса... С. 27З4, 40‒41, 54‒58, 60‒65; Вознесенский, Гусев. С. 25‒31 («Рождение святого Николая. Жизнь святого Николая до выступления на общественное служение»).

Критик И. Воинов так отозвался о легенде: «Превосходно передано Ремизовым "житие" св. Николая в занимательном по колориту рассказе "Чудотворец". В нескольких словах ‒ целая картина, ‒ жизнь. Родители его Епифаний и Нонна, брат, тоже Николай, священник Конон, обучивший его грамоте, ‒ все перед глазами, ‒ живые свидетели его детства и юности, смертные современники его грядущего бессмертия в душе народной» (Возрождение. 1929. 15 авг. № 1535. С. 3).

 

С. 266. Чтец ‒ клирик (служитель) в храме; он призван прислуживать при богослужении; главная обязанность ‒ чтение текстов Священного Писания и молитв.

Мотыка ‒ то же, что мотыга ‒ кирка, заступ, железная лопатка.

С. 267. ...Епифаний и Нонна, родители его, были немолодые. ‒ Ср.: «Имена родителей святителя Николая у Метафраста ‒ по древнему русскому переводу ‒ те же, что и в греческих списках: Ватик<анском>, Синайском и Саввинском: Епифаний и Нонна; а в русском переводе "иного жития" XI века родитель св. Николая назван Феофаном; это последнее имя перешло и в первопечатное житие св. Николы, а отсюда и в Четьи-минеи» (Вознесенский, Гусев. С. 658). Имена Феофан (Епифаний) и Нонна заимствованы из жития Николая Пинарского (см.: «Правило веры и образ кротости». С. 55).

...по образцу «матери церквей»... ‒ Имеется в виду христианская церковь Агиа-Сион (Святой Сион), которая была построена на горе Сион в IV в. Ее называли «Матерью всех церквей». Разрушена персами в VI в. Сейчас на ее месте ‒ немецкая бенедиктинская церковь Дормицион (лат. ‒ Успение).

С. 269. Фригия ‒ историческая область на западе Малой Азии и могущественное царство, основанное во II в. до н. э.

С. 270. ...планул огонь. Плануть ‒ гореть, пылать, пламенеть. Ср. в эссе Ремизова «Огненная Россия. Памяти Достоевского» (1921): «Огонь планул из сердца неудержимо...» (Взвихренная Русь-РК Ѵ. С. 363).

С. 271. ...Гермий принес хлеб. ~ «Одним хлебом, говорили, все насытились, да еще и осталось!» ‒ Очевидная перекличка с евангельским сюжетом о том, как Иисус насытил хлебом пять тысяч человек (см.: Ин 6: 5‒13).

...«тришестеричную» кружку вина. ‒ Т. е. кружку объемом в 0,6 литра.

836


«Ропщут, говорит, вином, говорят, обидел!» ~ Я все пили, не отказывались и разошлись навеселе. ‒ Эпизод сходен с евангельским «первым чудом» Иисуса в Кане: превращением воды в вино (см.: Ин 2: 3‒11).

...к церкви мученицы Калитки... ‒ Подразумевается св. мученица Каллиника, пострадавшая за веру около 250 г. (погибла от меча иноверца).

837


 
    Главная Содержание Текст