КОММЕНТАРИИ

ТРИ СЕРПА. МОСКОВСКИЕ ЛЮБИМЫЕ ЛЕГЕНДЫ. ТОМ I

О Василии

Впервые: Воля России (Прага). 1927. № 11/12. С. 14‒31, под загл. «Чудо о Василии».

Прижизненные издания: ТС І. С. 93‒112.

Тексты-источники: Леонид. С. 3‒9; Бессонов. № 126‒128. С. 559‒576 («Святитель Никола; Василий»; воспроизведено в кн.: Вознесенский, Гусев. С. 646‒650); Вознесенский, Гусев. С. 134‒136 («Освобождение Василия, сына Агрикова, из плена»).

К. Мочульский писал в рец. на ТС: «Старинную легенду о Василии, сыне Агрика пересказывает он <Ремизов. ‒ Ред> не по памяти, а из сердца: сам видел, сам пережил. Поэтому Василий ‒ и бретонский мальчик Вику ‒ одно: оба они живут на скалистом берегу среди гномов и "керионов", боятся Крокмитена и жены его Буробы, Василий просит Чудотворца подарить ему "Аленький авто катать морских духов". Византийская легенда, ‒ а моторы и коктейли. Чудачество? Как-то у нас повелось отмахиваться от Ремизова ‒ "чудак"! Но ведь легенда ‒ всегда складывается из настоящего, а не из "пыли веков". Ведь легенды ‒ из жизни, а не о "памятниках старины"» (СЗ. 1932. Кн. 48. С. 480).

 

С. 212. В день св. Анны... Святая Анна ‒ в христианской традиции мать Богородицы, чудесным образом родившая дочь после многих лет бездетного брака. Память Успения праведной Анны отмечается 7 августа (26 июля по ст. ст.).

Буроба ‒ в русских народных сказках старуха с мешком, которой пугали непослушных детей. Ремизов сопоставляет ее с Крокмитеном. Образ Буробы возникает у Ремизова в сказке «Котофей Котофеич» (1907) из книги «Посолонь» (см:. Докука и балагурье-РК II. С93).

С. 213. ...жил Крокмитэн... ‒ О Крокмитэне см. ниже (с. 825‒826).

С. 214. Секкотин ‒ сорт жидкого белкового клея.

С. 216. ...« золотой гребешок ‒ » ~ « шелкова бородка »... ‒ Из русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

С. 217. ...по дороге в Варанжевиль какой-то крокмитэн-отельщик ~ сложил, посоля. Крокмитэн (фр. le croque-mitaine) ‒ в средневековой Франции оборотень, чудовище, которым пугали непослушных детей. Ср. о нем в одноименной главке книги «По карнизам»: «...как у нас Буроба, ходит этот Крокмитэн с мешком за плечами, топает по лестнице и, "которые дети спать не ложатся или по ночам рыб-

825


ку ловят, в мешок собирает!"» (Зга-Росток XI. С. 536). О легенде о воскрешении зарезанных мальчиков Ремизов писал в ОНЧ (Лимонарь-РК VI. С. 632‒633, 645‒648). Ср.: «Легенда, возникшая на Западе в XII в., место действия в Лотарингии в Варанжевиле, а перешедшая в Россию, русскими приурочена к Никее: случай, когда возвращался Никола с собора» (с. 645). Один из текстов-источников сюжета: Вознесенский, Гусев. С. 678. См. об этом также в легенде «Меч веры» (с. 000).

С. 219. ...не удалось выстрекнутъ... ‒ Зд. в значении: «выскочить».

С. 221. И Василий, за́ря... ‒ От глагола «зарить» ‒ зорко высматривать, смотреть не отрываясь.

С. 222. Сидр ‒ слабоалкогольный напиток, получаемый при брожении яблочного, грушевого или айвового сока.

 

826


 
    Главная Содержание Текст