КОММЕНТАРИИ

ТРИ СЕРПА. МОСКОВСКИЕ ЛЮБИМЫЕ ЛЕГЕНДЫ. ТОМ I

О трех иконах

Впервые: ПН. 1928. 22 апр. № 2587. С. 4, под загл. «Повесть о трех иконах. Московская любимая легенда».

Прижизненные издания: TC I. С. 44‒58.

Тексты-источники: Леонид. С55‒61; Вознесенский, Гусев. С139‒141 («Св. Николай извлекает патриарха из глубины морской»). См. также об этой легенде в разделе Е. В. Аничкова: История русской литературы. М., 1908. Т. 1. С. 126 (глава пятая).

 

С. 180. При царе Льве Исавре u патриархе Анастасии... ‒ Лев III Исавр ‒ византийский император; правил в 717‒741 гг. Патриарх Анастасий ‒ архиепископ Константинополя в 730‒754 гг.

С. 182. Декретом царя Льва почитание икон объявлено было как идолослужение. ‒ В 730 г. император Лев III Исавр запретил почитание икон как проявление идолопоклонства. Византийская империя вступила в период иконоборчества: были уничтожены тысячи икон, мозаик, фресок во многих храмах. Возможно, скрытая аллюзия на запретительные декреты Совета народных комиссаров.

...но после убийства комиссара Стахия ~ после такого эксцесса дело обернулось круче, и чем дальше, тем жестче. ‒ Стахий ‒ епископ

817


Византии в первой половине I в. Здесь возможен намек на убийство председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого (1873‒1918) Леонидом Каннегисером (1896‒1918) 30 августа 1918 г., которое послужило поводом для начала «красного террора».

С. 183. И тогда его отдали под надзор и объявили ответственным за учеников. ‒ Возможное отражение практиковавшейся в период «красного террора» тактики взятия в «заложники» неблагонадежных в отношении власти граждан.

С. 185. Патриарх Анастасий был вдохновителем «иконоборческого догмата»... ‒ Архиепископ Анастасий был первым патриархом, который дал церковную санкцию борьбе с иконами.

С. 186. Клир ‒ общность церковнослужителей в христианской церкви.

Иподьякон ‒ священник в церкви, служащий при архиерее.

«Звезда морей» («Stella Maria maris» ‒ лат.) ‒ одно из наименований Богородицы, употребляемое в посвященных ей песнопениях.

С. 187. Эпарх ‒ в Византии градоначальник Константинополя.

С. 188. ...после самосского шабли? ‒ Самосское ‒ вино с греческого острова Самос, значительную часть которого занимают виноградники. Шабли ‒ название белого сухого вина, которое вырабатывается в одноименном регионе Франции.

...«смиром изыдем!» ‒ Начало напутствия священником христиан, готовящихся выйти из храма по окончании Божественной литургии.

С. 190. ...в Большом Московском Успенском Соборе Спас цареградский золотая ряса... ‒ Возможно, подразумевается византийская икона «Спас ‒ Златая риза», датируемая XI в.

...Пирогощенская-Владимирская Божия Матерь... ‒ Возможно, имеется в виду Владимирская икона Божией Матери, находившаяся в Константинополе до XII в. Оказавшись в России, долгие годы была в Успенском соборе Кремля (в настоящее время хранится в храме Св. Николая в Толмачах в Москве).

...а на Вятке Никола Великорецкий. ‒ Имеется в виду икона Николы Великорецкого, которая была обретена в Хлынове (с 1780 г. ‒ Вятка; ныне г. Киров) на берегу реки Великой в 1383 г. Некоторое время находилась в Успенском соборе Кремля. Список иконы, выполненный в XVII в., хранится в Свято-Серафимовском соборе г. Кирова. См.: Быстротоков А. А. Сказание о Великорецком чудотворном образе святителя Христова Николая. СПб., 1863; Вознесенский, Гусев. С. 192, 300‒319; Кашменский Стеф., прот. О чудотворной Великорецкой иконе Святителя и Чудотворца Николая // Вятские епархиальные ведомости. 1875. № 9‒12,16‒17; 1876. № 9; Кибардин Ф., прот. О Великорецкой чудотворной иконе св. Николая. Вятка, 1893; Левашов П. Великорецкий образ святителя и чудотворца Николая // Церковные

818


ведомости. 1894. № 4. Об этой иконе Ремизов писал в ОНЧ (Лимонарь-РК VI. С. 616, 628) и в книге ПД (Ремизов А. М. Огонь вещей. М., 1989. С. 283).

819


 
    Главная Содержание Текст