Впервые: Дни (Париж). 1928. 20 мая. № 1424. С. 3, с подзагол. «Половецкая легенда».
Прижизненные издания: ТС І. С. 133‒138.
Один из основных текстов-источников ‒ «Сказание о пленном Половчине» (ПCPЛ I. С. 71‒73). В «Примечании» Н. И. Костомарова отмечено: «Это сказание составляет одно из чудес, приписываемых Св. Николаю Чудотворцу и находится во многих старых списках житий этого святого... <...> самое важное достоинство этого древнего сказания то, что оно рисует живо и наглядно детский простодушный взгляд русского человека старого времени» (с. 74). Ремизов в ОНЧ указал данный источник среди «русских изданий текстов» (Лимонарь-РК VI. С. 636). Другие тексты-источники: Леонид. С. 47‒54; Вознесенский, Гусев. С. 250‒255 («Чудо с Половчином и образ и церковь св. Николая в Киеве»; см. там же примеч. на с. 683‒684).
С. 238. На угорском урочище на могиле Олега, где стоял Ольмин двор... ‒ Угорское урочище ‒ местность на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, находится могила Вещего Олега (869‒912), новгородского князя с 879 г., великого князя киевского с 882 г. Ольмин двор ‒ место захоронения киевского князя Аскольда (?‒882); правил в 864‒882 гг.
...поставлена была божница во имя Св. Николы ‒ первая на Руси Никольская церковь. ‒ Над могилой Аскольда стоит церковь св. Николая Чудотворца, возведенная в X в. После крещения «Аскольд был назван Николаем в честь Чудотворца. Поэтому-то и церковь над его могилой сооружена была во имя Святителя» (о Никольском храме в Киеве см.: Вознесенский, Гусев. С. 230‒233; см. там же примеч. на с. 681).