РОССИЯ В ПИСЬМЕНАХ. Т. I

Странник

пророчественное

Года три назад в воскресенье после обедни пришел ко мне старик. Он едва добрался по коридору до моей комнаты: ноги ему плохо служили. Зимой было, и от морозу на соседнем дворе из прачешной такими вот клубами дым валил, словно пожар, а старик стоял налегке, ‒ так пальтишко уж так ношенно, что,

81


пожалуй, разве что паутина крепче, и сапоги... от подошвы, поди, и звания не осталось, очень все не к поре.

‒ С ног простыл, свежо! ‒ все поминал старик в разговоре: видно было, как его всего трясло.

От чаю он отказался, ‒ мелку бы ему, больше ничего.

‒ Так кусочек, если найдется, а нет, и так ничего ...

Глядючи, сердце болело от этой нищеты ужасной.

Старик мне тогда икону принес ‒ Крылатого Предтечу. Не для продажи ‒ иконы нельзя продавать, а на обмен, обменивать можно и даже на деньги. Я оставил у себя икону, и мел у меня нашелся, и ушел от меня старик будто и бодрее: на сапоги ему хватит!

А жил он тут недалеко, на 9-ой Рождественской: там норы есть такие, так в норе такой угол снимал он, там и грелся. Господи, в норах-то этих ... и как это люди живут? И как это мы жить можем, не в норах-то? Шел я недавно по Морской вечером и думал и думал, ‒ или уж и слова какого нет, чтобы хоть всколыбнуть человеческое сердце?

Да, этот самый старик Павел Силантьевич, Павел Силантьевичем старика звали, ‒ и еще раз заходил ко мне. На Крещенье пришел после обедни и все тот же, и опять с иконой, ‒ Михаила Архангела образ: богатая была икона, да Павел Силантьевич согрешил, больно уж прочистил.

‒ Согрешил, ‒ каялся старик, ‒ тут вот личико было, а тут вот меч...

Одно знамение осталось по золотой земле, да кое-какие цветные кусочки, ‒ икону я не взял. Так посидели, о всяких тайностях вели разговор. По весне собирался старик на родину, в Сольвычегодск: там у него клад какой-то на примете. Обещал зайти проститься.

И пропал.

Был кое-кто из Сольвычегодска, хотел я справиться, да фамилии-то не знаю.

Так старик и пропал.

И вот на днях поздним вечером сижу я так, с одной думой о земле нашей русской, ‒ о страде ее. И вижу ‒ Павел Силантьевич.

‒ Павел Силантьевич, ‒ говорю, ‒ вот Бог-то послал!

 

82


Ну, тот же самый и в своем пальтишке истертом и словно сапоги те же, только отчетливее весь при свете, да борода зеленей.

О чем же нынче, как не об одном, о единой нашей думе, ‒ о земле русской, о страде ее.

‒ Как Бог даст! ‒ в ответ подавал старик слово на всякие мои вопросы.

Рассказал он мне о Белой Кринице, где по нашим церквам колокольный звон запрещен, и как под Воздвиженье юродивый за всенощной, когда вынесли крест, ударил в колокол ‒ подал весть из Дольной Руси в Великую Россию.

‒ И до сей поры по Карпатам звон идет и на Москве до сей поры слышен: как ночь, на Рогожском слышат... А вот я вам покажу, пророчество, ‒ Павел Силантьевич вынул из кармана сложенный, как прошение складывают, лист пожелтевшей бумаги, ‒ вот читайте, написано об Англии и России и о всем мире...

* * *

 

 П и с ь м о  и с ъ  Ш о т л а н д і и  в ъ  Р о с с і ю.

 

Его Сіятѣльству князю Голицыну, президенту Библѣйскаго Общества въ Пѣтѣрбурхѣ въ Россіи, отъ Анны баронессы Карнейзиль въ Нордь-Британіи.

 

20-го Августа 1814 года.

 

Милостивый Государь!

 

Перѣводъ съ анъглицкаго.

 

Хотя я принадлежу къ слабому полу, изъ числа такихъ, коимъ святое Провиденіе опрѣделило нискій жребій въ мире, однако жь, я въсѣуниженно прося прощенія у Вашего Сіятельства въ томъ, осмѣливаюсь писать толь высокаго званія. Нечаянно попался мнѣ въ руки девятый отъчетъ Велико-Британъскаго и иностраннаго Библейскаго общества, въ нѣмъ прочла я имя Ваше, яко президента Библейскаго общества въ Питеръбурхѣ, и душа моя исполнилась хвалы и благодарѣнія ко Всемогущему Творцу, въ Его же руце сердца въсехъ человѣковъ, и къ Вамъ,

83


яко благотворящему потъ Божіимъ смотрѣніемъ, такъ, что я того изъяснить не могу. Никакіе военные подъвиги, которые, и по всѣй справедливости, доставили почетныя титла героямъ нашего времѣни, нѣ сравняются никогда съ тѣмъ, что здѣлано для способствованія къ приближенію царства Спасителѣва и для спасенія бесмертныхъ душъ, ‒ въремя въ быстромъ теченіи своемъ скоро изгладитъ техъ пышныя титлы, кои възяты только отъ зѣмли, и ихъ славившія деянія погребутся навсегда въ забвеніи, естьли они не имутъ чести, яже приходитъ свыше, и естьли имена ихъ не суть написаны въ книгѣ животной Агнца; между темъ, какъ въ память вечную будетъ правѣдникъ и обращающій многихъ на путь правды просвѣтятся, аки звѣзды, во вѣки.

Я читала также с некоторымъ восторгомъ указъ великаго и добраго Алѣксандра, утверждающій учрѣжденіе Общества Вашего, и то, что онъ пожелалъ быть  с а м ъ  члѣномъ онаго, сіе привело мне на память божественное правозвестіе о церкви языковъ «и будуть царіе кормители твои» (Ісаія 49.‒23). Онъ, конечно, нисколько нѣ уронитъ величія своего, потъдержівая толь похвальное предпріятіе. Соломонъ, о коемъ сказано, что онъ «возвѣличился паче всѣхъ царѣй зѣмныхъ и богатствомъ и смысломъ» (3 цар. 10.‒23), не считалъ за ниское для своего сана созидать храмъ и иметь о томъ попеченіе, онъ стоялъ на колѣняхъ, и молился предъ всемъ соборомъ Израилевымъ прі освященіи храма. Естьли же позволено мнѣ будетъ изъяснить смирѣнное мненіе мое, я сказала бы, что просвещати омраченныя племѣна, во тмѣ и сени смертей седящія, светомъ божественнаго отькровенія, которое показуетъ имъ путь ко спасенію, есть дело уважитѣльнейшее даже и созиданія Храма Ерусалимскаго, ибо естѣственнаго права и сему священному зданію не имееть никто другой, кроме племени израилева, но то определяется для блага въсехъ языковъ и людей и племенъ и кажется приводящимъ великому событію, ‒ «когда наполнится вся земля  в ѣ д е н і я  Г о с п о д н я, аки вода многа покрыетъ море» (Ісаія 11.‒9).

Происшествія, совершившіяся в наши дъни, суть таковы, что оныя могли токмо быть произведены  Д у х о м ъ  и ревностію  Г о с п о д а  С и л ъ. Единодушіе и единство чувства, являющійся между христианами столь различныхъ исповеданій

84


и отдаленіи предърассудковъ, отягощающихъ умы толь многихъ даже и въ нашемъ отѣчестве, не говоря о другихъ нацыяхъ, ис коихъ некоторыя и менее просвѣщены, есть дело Духа Господня. Оно кажется знаменуетъ уже приближеніе того блаженнаго времени, когда будетъ едино стадо и единъ пастырь. Что по сіе время здѣлано уже посредъствомъ силъ похвальныхъ предъпріятій, почлось бы невозможнымъ за малое число лѣть назадъ. Но очищающій пути отъ въсехъ препятствій, которые предъставлялись непреодолимыми для силы человеческой, подобятся совершенію другаго обетованія въ словѣ Божіемъ: «положу въсяку гору въ путь, и въсяку стезю въ паству имъ» (Ісаія 49.‒11). Победы, недавно одержанныя союзными арміями, зрятся якобы отьвѣтомъ псалмопѣвцу на пророческое его молѣніе: «запрети звѣрѣмъ тростнымъ ... расточи языки, хотящія бранемъ» (Псало. 67.‒31).

Ныне покаряются въсе, каждый приноситъ свои златницы и лѣпты на разрушеніе сатанинъскова господствованія и на приближеніе и устроеніе царства  С п а с и т ѣ л е в а  на развалинахъ онаго, для сего слово Господнѣ, сопровождаемое силою Д у х а  Е г о, есть само действительное орудіе. Хотя тьма покрываетъ еще теперь болшую часть земли и густая мгла лежитъ на народѣ, однако, чрезъ разпространеніе между онымъ слова спасенія, возъзывается въсякъ да свѣтится, ‒ «пріиде бо твой светъ и слава Господня на тѣбе возсія» (Ісаія 60.‒1).

Вашъ  И м п е р а т о р ъ, коего снисходительное и милостивое обращеніе соделало имя его любезнымъ, по крайней мере, на целой половинѣ обитаемой поверхности шара зѣмнаго, еще вящшую пріобрелъ к своему имени любовь, помести оное между подписавшимися для толь божественнаго завѣденія, ‒ въ семъ видимъ мы исполненіе другой части древняго пророчества: «и пойдутъ царіе светомъ Твоею» ‒ «и царіе ихъ предстояти будутъ Тебѣ» (Ісаія 60.‒3 и 10-й).

Когда Ваше Сіятельство позволили уже мне столь изъяснится пред Вами, то позволте добавить и еще следующее: продолжайте дело Ваше о имени Божіимъ и не ослабевайте въ начатыхъ усиліяхъ разливать светъ жизни по местамъ мрака на земли и по обиталищамъ нечестія и неправды. Каждый ис сочленовъ Общества Вашего да ощутить надъ собственною душею своею спасистѣлное действіе  С л о в а  Б о ж і я, да даруетъ

85


Вамъ Богъ приверженность ко Спасителю и къ Божественной Его правде, которая есть разумъ и конъчина всехъ обетованій, заключающая в сей благословенной книге Библіи. Сіи-то дары, неразрывно звязанные со славою Бога и спасеніемъ душь, соделываютъ времена наши поистине временами благопріятными. Облачко, не более какъ въ человеческую руку величиною, появившуюся при учрежденіи перваго Библейскаго общества, распространилось тѣперь по всемъ небесамъ, и мы слышимъ шумъ отъ изобилнаго дождя, снисходящаго изъ облакъ обѣтованія церкви языковъ, коея часть составляютъ Великобританія и Россія, ибо такъ изрекъ Господь о нашемъ возлюбленнамъ  С п а с и т ѣ л е:  «А з ъ  Г о с п о д ь  Б о г ъ  призвахъ тя в правде, и удержу за руку твою и укреплю тя», ‒ «се дах тя в заветь рода, во светъ языковъ, еже быти тѣбе во спасеніе, даже до послѣднихъ земли» (Ісаія 42.-6; 49.-6). Какой изобилной рядъ успеховъ представляется Вамъ не толко по божѣственнымъ обетованіямъ, но и по упованію на промыслъ Божій, дѣйствительно тотъ самъ, о коемъ пророкъ говоритъ, ‒ «исходитъ просеченіемъ пред лицѣмъ вашим», Вы уже точно «просѣкли и прошли врата и изошли ими», «и изыдѣ царь вашь пред лицемъ вашимъ, Господь же вождь вашь есть» (Михея 2.‒13). Онъ бесъ сумненія вознаградитъ труды Ваши обилною жатвою, тогда-то Вы возрадуетесь, «взѣмающе, рукоятія своя» (Псало. 125.‒6), и вся земля да исполнится славы Его. Аминь. Аминь.

*

 

‒ Прочитай еще третию Ездры о знамениях! ‒ сказал Павел Силантьевич и, бережно сложив свое письмо пророческое об Англии, стал прощаться: даст Бог, скоро и опять заглянет, не такое время, чтобы искать клады!

И когда старик ушел, я взял Библию и вот что прочитал я о знамениях:

 

Вотъ настанутъ дни, въ которые многіе изъ живущихъ на землѣ, обладающіе вѣдѣніемъ, будутъ восхищены, и путь истины сокроется, и вселенная оскудѣетъ вѣрою,

 

И умножится неправда, которую ты теперь видишь и о которой издавна слышалъ,

86


И будетъ, что страна, которую ты теперь видишь господствующею, подвергнется опустошенію.

 

А если Всевышній дастъ тебѣ дожить, то увидишь, что послѣ третьей трубы внезапно возсіяетъ среди ночи солнце и луна трижды въ день;

 

И съ дерева будетъ капать кровь, камень дасть голосъ свой, и народы поколеблются.

 

Тогда будеть царствовать тоть, котораго живущіе на землѣ не ожидаютъ, и птицы перелетять на другія мѣста.

 

Море Содомское извергнеть рыбы, будеть издавать ночью голосъ, невѣдомый для многихъ; однако же всѣ услышатъ голосъ его.

 

Будеть смятеніе во многихъ мѣстахъ, часто будетъ посылаемъ съ неба огонь; дикіе звѣри перемѣнятъ мѣста свои, и нечистыя женщины будутъ рождать чудовищъ.

 

Сладкія воды сдѣлаются солеными, и всѣ друзья ополчатся другь противъ друга; тогда сокроется умъ, и разумъ удалится въ свое хранилище.

 

Многіе будуть искать его, но не найдуть, и умножится на землѣ неправда и невоздержаніе.

 

Одна область будетъ спрашивать другую сосѣднюю: не проходила ли по тебѣ правда, дѣлающая праведнымъ? И та скажетъ: нѣть.

1914 г.

87


    Главная Содержание Комментарии Далее