в Костроме на Царевской ул. в доме 16, и о работе с его личной коллекцией древнерусских рукописей и старопечатных книг. См. в книге «Подстриженными глазами»: «Мне посчастливилось неделю провести на его костромской родине. Она <...> громко выделяла его самыми разнообразными знаками внимания... от дверей его дома на Царевской (теперь Пролетарской) время от времени весь тротуар устилался дорожкой <...> и никак не минуешь, обязательно попадешь ногой. <...> За неделю среди книжных сокровищ я не то что выкупался, а прямо сказать, выварился в книгах. В эти незабываемые дни не могло быть и речи заснуть. Сам бессонный хозяин подымал меня ни свет, ни заря, да и среди ночи, вдруг вспомнив о каком-нибудь замечательном первом издании или рукописной, мне очень полезной книге, он входил ко мне со свечой по-ночному в халате с уцепившимися и висевшими на концах пояса котятами, от которых он отбивался, но не руками, занятыми книгой и свечой, а своим костромским окликом с торжественным "о". Уткнувшись в книгу и уже забыв обо мне, он вычитывал восхищавшие его строки или, оглядывая книгу через двойные очки, принимался рассказывать историю ее, припоминая мелочи покупки и о собственнике-предшественнике и тоже книжнике. За семь дней и семь ночей я узнал о книге не как о библиотечном явлении, но о книге в ее сущности, о книге в "себе самой", и понял, что такое книжник в царстве своих книг. <...> я сам весь был в книге» (Иверень-РК VIII. С. 133).
...когда по злому ли наущению либо от простоты нашей Санктпетербург обернули в Петроград. ‒ После вступления России в войну с Германией 31 августа 1914 г. в атмосфере антинемецких настроений в обществе император Николай II объявил о переименовании г. Санкт-Петербурга в Петроград. Ремизов неоднократно писал о своем негативном отношении к переименованию, воспринимая его как отказ от небесного покровителя ‒ св. апостола Петра, в честь которого был назван город. См., например, в книге «Крашенные рыла»: «В угоду власти, увенчавшейся "народным" Петроградом» (Русалия-Росток XII. С.606).
Простец ‒ недалекий, простой, наивный. В ироническом смысле неоднократно использовалось в русской политической публицистике начала XVII в.
Смута пошла, а с нею раздор и раззор. Уничтожили навсегда твердый знак. А загаженный ~ Петербург обратили из Петрограда в красный Петроград. ‒ Отражение отрицательного отношения Ремизова к революции 1917 г., события которой писатель напрямую проецировал на исторический катаклизм рубежа XVI‒XVII вв. ‒ Смутное время. В едином контексте шло и отношение Ремизова к реформе русской орфографии 1918 г., в частности, упразднившей написание твер-