|
|
КОММЕНТАРИИ
РОССИЯ В ПИСЬМЕНАХ
БАНЯ |
|
Впервые: Россия в письмах: «Откуда и как пошло...» // Интимный журнал (Пг.; Киев). 1917. № 2.
Прижизненные издания: Баня. ‒ В подборке из двух рассказов под общим загл. «Россия в письменах» вместе с рассказом «Печь» // Сирена: Пролетарский двухнедельник (Воронеж). 1918. № 2/3. Стб. 57‒59; Россия в письмах: Откуда и как пошло: Письмо начальное // Раннее утро. 1918. 26 (13) мая. № 95. С. 1; РвП-1, С. 11‒14.
|
739
|
Автографы и авторизованные тексты: Алексей Ремизов. Россия в письмах: Откуда и как пошло: Письмо начальное. ‒ Беловой автограф. Черные и красные чернила. Б. д. // РГАЛИ. Ф. 420. Оп. 1. Ед. хр. 37.5 л.
Беловой автограф в РГАЛИ представляет собой наборную рукопись для газетной публикации (на л. 1 помета Ремизова: «Для Раннего утра») с разметкой и техническими авторскими пометами для наборщика. Наборная рукопись и публикация в газете «Раннее утро» отличаются от текста в РвП-1 лексически; также отсутствует деление на части. После слов «какая затея» присутствует другой финал вступления, в котором перечислены все помощники Ремизова, способствовавшие реализации замысла создания РвП (в том числе дарители текстов-источников): «Любовно и благожелательно отнеслись ко мне все, кому затея моя пришлась по сердцу. / И. А. Рязановский, старец Дебренский, блудоборец Комаровский и князь обезьяний, принес в дар мне филаретовский Потребникъ с Кулиги. / Е. Г. Лундберг, странник Злодиевский, ‒ Краковскую Библiю второпечатную. / Н. А. Чернявский ‒ Грамотку Новгород-северскую. / С. П. Яремич ‒ Книжечку рукописную унежскую и Бахусову васильковскую. / А. А. Измайлов ‒ Столбец руки Горностаева. / А. М. Коноплянцев ‒ елисаветинскую Симфонию, "рабское приношенiе ‒ всенижайшiй рабъ и подножiе Академiи Наукъ переводчикъ Иоаннъ Илинскiй". / В. Я. Шишков, тунгусовед и кн. обез., ‒ бархатную вишневую книгу сибирскую, "графу Н. Н. Муравьеву-Амурскому съ чувствомъ высокаго почтенiя Сергеѣвъ". / Ю. К. Балтрушайтис ‒ Лимонарь скоропечатный. / Л. Д. Бурлюк-Кузнецова ‒ с картинками "Сердце человеческое" и "Зерцало человека". / М. М. Пришвин, агроном по образованию и кн. обез., ‒ Аль-Коран Магометов "кн. Г. А. Потемкину-Таврическому, Вашей Свѣтлости издавна всеусерднейшiй слуга Михаилъ Веревкинъ". / Р. В. Иванов-Разумник, академик, ‒ Гипотипозис с картинками. / Ю. Н. Верховский, великопермский профессор, ‒ Алфавит духовный. / Н. А. Клюев ‒ рукописный Даниловскiй часовникъ. / Ю. И. Юркун ‒ Ваньку-Каина, и полный Оракулъ женихамъ и невѣстамъ. / М. А. Кузмин ‒ Букет для любителей и любительниц театра. / К. А. Сомов ‒ нотные обложки тонкого письма. / Ф. И. Щеколдин, кн. обез., ‒ Ласточкино гнездышко из Гольчихи. / Л. М. Добронравов, кн. обез., ‒ Покормяжную от Троицы Сергия. / Е. И. Замятин ‒ корабельщик и кн. обез., ‒ топор-саморуб и волка, дернешь, кланяется. / Д. В. Философов ‒ грушу, на елку вешаем, не надо никаких и украшений. / М. И. Терещенко ‒ Громовникъ призрѣнскаго протопопа да служебникъ Михаила Милгоста Граматика, рукописные сборники на пергамене XIV‒XV в. / З. Н. Гиппиус ‒ Лягушку-квакушку: росту с наперсток, а вес ‒ пуд. / А. А. Блок ‒ ягиную медную черпалку. / С. Н. Со-
|
740
|
колов ‒ сеть чертячью. / И. Н. Соколов ‒ ларец дубовый. / И. А. Тотеш, турка, ‒ трубку-невыкурку. / А. А. Борисяк, астроном и виолончелист, ‒ вихрастого Задуму-грустителя. / Н. К. Рерих, академик, ‒ каменного века горстку камушков. / И. В. Жилкин, член I-ой Государственной Думы и кн. обез., ‒ тмутороканскую медную ложку. / М. М. Исаев, прив.-доц. уголовного права, кавказский пулеметчик, красноармеец отряда Мстиславского и кн. обез., ‒ жертвенную серебряную монету из Зороастровой Урмии. / Гр. А. Н. Толстой, кн. обез., ‒ ослоп да фарфорового коня златогривого. / А. П. Зонов, кн. обез., ‒ вотскую гривну со мгашкино яйцо. / И. С. Соколов-Микитов, летчик на Илье Муромце, матрос Балтийского флота и кн. обез. ‒ кургановскiй Письмовникъ. / В. В. Князев ‒ ларь писем, да от самого П. Е. Щеголева, письма, и от соседа нашего, издателя моей книги отверженной о Николае Угоднике, З. И. Гржебина, письма ‒ простой человек писал, а таким словом и слогом, любому писателю не грех поучиться. / Не пожалуюсь, добрая попала мне встреча с добрым словом и добрым делом, и всем я кланяюсь и всех покорно благодарю» (Раннее утро. 1918. 26 мая. № 95. С. 1). В двухнедельнике «Сирена» текст опубликован по новой орфографии. Под текстом подборки стилизованная под скоропись XVII в. подпись-факсимиле «Алексей Ремизов». В текст публикации в газете «Раннее утро» введены незначительные лексические и строфические варианты, а также реалии Обезвелволпала ‒ титулование упоминаемых лиц обезьяньими князьями и кавалерами. Ср.: «И уж немало лет спустя, пообшарпавшись, выплыл я в ссыльной Вологде и свела меня судьба с Павлом Елисеевичем Щеголевым» (Сирена. 1918. № 2/3. Стб. 57); «И уж немало лет спустя, пообшарпавшись, выплыл я в ссыльной Вологде и свела меня судьба с князем обезьяньим, П. Е. Щеголевым» (Раннее утро. 1918. 26 мая. № 95. С. 1).
|
741
|
С. 5. ...родился я в Москве, в московских Толмачах... – Ремизов родилсяв Замоскворечье, в собственном доме отца – М. А. Ремизова в Малом Толмачевском переулке, дом 8/11, строение 1. Переулок идет от Большого Толмачевского переулка до Кадашёвской набережной Москвы-реки. Через реку открывается вид на панораму Кремля.
Реут-колокол – второй по величине колокол на Успенской звоннице Московского Кремля. Был отлит мастером Андреем Чоховым в 1622 г.
Иван Великий – церковь-колокольня Ивана Великого (XVI–XVII вв.), находящаяся на Соборной площади Московского Кремля. Высота 81м.
Столповое пение – основной вид древнерусского богослужебного знаменного пения, которым распет практически весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции. Название происходит от слова «столп» – восьминедельного цикла «Октоиха» – книги, распетой данным распевом и получившей распространение на Руси в последней трети XV в.
Успенский собор (XIV в.) – православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Усыпальница глав Московской православной церкви. Архитектор – Аристотель Фиораванти. С 1991 г. – патриарший кафедральный собор Патриарха Московского.
Соборяне – мн. ч. от соборянин – служитель культа (священник, дьякон, дьячок), служащий в соборе.
...как при царе Иване пели. – Скорее всего имеется в виду Иван IV Васильевич, прозванный Грозным (1530–1584), – с 1533 г. – великий князь Московский, с 1547 г. – первый царь всея Руси.
...самогласен Подобаше... – цитата из текста стихиры: «Самогласен: Подобаше царствующему градов...».
Лития – в православном богослужении часть всенощного бдения, следующая за просительной ектеньей.
|
764
|
...перед чудотворным образом Владимирской... – Имеется в виду находившаяся в Успенском соборе святыня – Владимирская икона Божией Матери (Византия, XII в.). После закрытия Успенского собора в 1918 г. икону изъяли для реставрации, в 1926 г. передали в Государственный исторический музей. С 1930 г. была в Государственной Третьяковской галерее. С сентября 1999 г. находится в церкви Святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Третьяковской галерее.
...и перед ~ Благовещением... – русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы («Устюжское Благовещение», XII в.). Была перенесена в Успенский собор Московского Кремля из Великого Новгорода царем Иваном Грозным. С 1930 г. – в Государственной Третьяковской галерее.
Спас «Ярое око» – русская икона (XIV в.). Находится в Успенском соборе, в нижнем ряду иконостаса, шестая от царских врат.
А там у Петра митрополита Божия Матерь-теплая ручка... – В Петропавловском приделе собора Успения Богоматери Московского Кремля у раки святителя Петра стояла икона «Богоматери Владимирской с праздниками на полях» (ок. 1514 г.). Икона была точным списком со святыни – иконы Богоматери Владимирской (XII в.), но на полях иконописец воспроизвел праздники с оклада митрополита Фотия, а между ними поместил образы святителей. Главной композиционной особенностью списка 1514 г. было высокое положение левой руки Богоматери, касающейся пальцами рукава одежды Младенца Христа. Только в 1514 г., после поновления-реставрации византийской чудотворной иконы XII в. было восстановлено первоначальное положение высоко поднятой руки Богоматери и появились аналогичные по композиции иконы-списки. Первый из них – «Богоматерь Владимирская, с праздниками на полях» – икона, всегда находившаяся в Успенском соборе. Во 2-й половине XVII в. ее перенесли в Петропавловский придел. В плохую погоду этот образ носили в крестных ходах вместо древней чудотворной иконы. В настоящее время находится в Успенском соборе в киоте с левой стороны от царских врат (на том месте, где до 1918 г. стояла чудотворная икона Владимирской Богоматери). Вероятно, именно эта икона прозывалась верующими «Божия Матерь-теплая ручка».
Макарьевские Четьи-Минеи – Великие четьи-минеи – сборник XVI в. из 12 книг, на каждый месяц года начиная с 8 сентября, включающий в себя жития святых на каждый день, святоотеческие поучения и апокрифы. Сборник был составлен под руководством Макария (имя в миру Михаил; ок. 1482–1563) – архиепископа Новгородского и Псковского (с 1542 г.), впоследствии митрополита Московского и всея Руси (с 1542 г.).
|
765
|
С. 6. ...слышал я имена Погодина и Забелина ~ слушал я лекции самого Василия Осиповича Ключевского... – Михаил Петрович Погодин (1800–1875) – историк, журналист, писатель, коллекционер. Иван Егорович Забелин (1820–1908) – историк, археолог; член-корреспондент (1884) и почетный член С.-Петербургской АН (1892); инициатор создания и товарищ председателя Российского Исторического музея им. Императора Александра III, тайный советник. Василий Осипович Ключевский (1841–1911) – историк, академик С.-Петербургской АН (1900).
Тут наступил срыв в моей жизни и начало плавания моего по морю житейскому ~ выплыл я в Вологде, и свела меня судьба с князем обезьяньим, П. Е. Щеголевым. – 18 ноября 1896 г. вольнослушатель Московского университета Ремизов был арестован на студенческой демонстрации в память о событиях на Ходынском поле и осужден на два года ссылки в г. Пензу. За продолжение революционной деятельности он был вновь арестован и выслан в Вологодскую губернию на три года (Усть-Сысольск, Вологда, 1900–1903). В Вологде он познакомился с ссыльным студентом Петербургского университета, историком литературы и общественного движения Павлом Елисеевичем Щеголевым (1877–1931), сыгравшим значительную роль в становлении Ремизова-писателя. Подробнее см.: Грачева 2000. С. 12–30.
Жили мы в Вологде испокон веков в одном доме у Подосенова. ~ Вместе ели, пили, купались, вместе ходили в баню. – В Вологде Ремизов и Щеголев жили на Желвунцовской улице. См. главку «Предбанная память» в книге воспоминаний Ремизова «Иверень»: «Ходили мы в Вологде в баню, займем номер: Павел Елисеевич Щеголев, Борис Викторович Савинков и я. И, как бывало, тру спину Павлу Елисеевичу, а он песни поет – голос у него в пару особенно, с наливом и так звонко, все соседи, бывало, всполошатся <...> а я все на скорую, без очков сослепу мне и шайки не найти, а как выйду в предбанник одеваться, тут вот у меня и разыгрывается – и я сочиняю всякие "истории с географией"» (Иверень-РК VIII. С. 476–477). См. также рассказ «Северные Афины» (с. 687–691 наст. изд.).
Павел Елисеевич ~ на воронежских пшеничных хлебах питан... – П. Е. Щеголев родился в д. Верхняя Катуховка Воронежского уезда Воронежской губернии и окончил Воронежскую классическую гимназию (1895).
...чего только не рассказывал Павел Елисеевич! О Персиде, волхвах персидских... – Имеется в виду блестящая студенческая работа Щеголева, посвященная древнерусскому апокрифическому памятнику «Сказание Афродитиана». По рекомендации Академии наук она была опубликована (Известия Отделения русского языка и словесности
|
766
|
Императорской Академии наук. 1899. Т. IV. Кн. 1. С. 148–199; Кн. 4. С. 1300–1344).
...начнет с санкскритского, кончит по персидскому... – Щеголев сначала учился на санскритско-персидско-армянском отделении факультета восточных языков С.-Петербургского университета, затем перевелся на историко-филологический факультет.
С. 7. Покатилася головка ~ атамана казака. – Фольклорный вариант песни «Казнь Степана Разина» (слова И. 3. Сурикова).
..мне письма самого Гоголя показывал! Ему из Академии в Вологду добра этого тюками присылали... – В вологодской ссылке Щеголев работал с материалами по биографии Н. В. Гоголя (см.: Щеголев П. Е. Из школьных лет Н. В. Гоголя, 1821–1828 // Исторический вестник. 1902. №2. С. 509–547).
А премудростям палеографическим ~ научила меня ученица покойного профессора Илии Александровича Шляпкина Серафима Павловна Ремизова-Довгелло, действительный член санкт-петербургского археологического института. – В 1910–1912 гг. жена писателя С. П. Ремизова-Довгелло (1876–1943) прошла полный курс обучения в С.-Петербургском Археологическом институте по специальности русская палеография, преподавателем которой был филолог-медиевист, профессор Илья Александрович Шляпкин (1858–1918). См. подробнее: Грачева 2000. С. 73–91.
|
767
|
|
|
|
Главная |
Содержание |
Текст |
|
|
|