бѣсовскъ, оунылъ же и дряхлъ, и съ ним 12 иныхъ бѣсовъ» (Там же. С. 207).
С. 361. ...дух души человека ‒ без начала и без конца. Каждый из нас несет в себе бесконечность превращений... ‒ Ср. в книге «Подстриженными глазами»: «Я чувствую непрерывность жизни духа и проницаемость в глубь жизни; искусство Андрея Рублева, страда и слово Аввакума и эта жгучая память Достоевского <...> все это прошло на путях моего духа» (Иверень-РК VIII. С. 6‒7).
Наши глаза завешены... ‒ концепты книги ПД напрямую связаны с понятиями книги «Подстриженными глазами», доработку которой Ремизов проводил одновременно с созданием ПД. См. ремизовское истолкование ее заглавия в интервью с Н. Кодрянской: «Я родился с глазами, а глаза даются по душе человека. <...> Для простого плаза пространство не заполнено. Для подстриженных нет пустоты. "Подстриженные глаза" еще означает мир кувырком, эвклидовы аксиомы нарушены, из трех измерений переход к четырем. Эти глаза подняли меня в мир сновидений, а также открыли дорогу в подземную глубь черной завязи жизни» (Кодрянская 1959. С. 96‒97). Ср. также: «Ей-богу! Там жить лучше, где повязкой / Глаза завешены ‒ не видят вдаль» (П. А. Словцов. Ода «К Сибири», 1796).
Иван Федоров (Москвитин; ок. 1510‒1583) ‒ дьякон, русский и украинский первопечатник, просветитель, педагог. В 1564 г. напечатал первую точно датируемую русскую печатную книгу «Апостол».
Аввакум Петров (1620‒1682) ‒ протопоп, крупнейший деятель старообрядчества, публицист, писатель. Оказал значительное влияние на творчество Ремизова. Подробнее см.: Розанов Ю. В. Протопоп Аввакум в творческом сознании А. М. Ремизова // Русская культура нового столетия: проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. Вологда, 2007. С. 566‒579; Грачева А. М. Соби́нные друзья протопопа Аввакума (А. Ремизов ‒ П. Паскаль ‒ В. Малышев ‒ А. Панченко) // А. М. Панченко и русская культура. СПб., 2008. С. 353‒362.
Ванька Каин (Иван Осипов; 1718‒1756) ‒ знаменитый московский вор, разбойник, сыщик.
Встреча с Лифарем всколыхнула мою русальную память. ‒ Серж Лифарь (Serge Lifar, наст, имя Сергей Михайлович Лифарь; 1905‒1986) ‒ артист балета, балетмейстер, теоретик танца и коллекционер; крупный деятель хореографии Франции, ведущий солист, в дальнейшем главный балетмейстер Парижской оперы, основатель Парижского университета хореографии и Университета танца. См. также определение жанра «русалия» в книге «Крашенные рыла́»: «Что такое русалия и откуда пошла она? Русалиями в нашу седую старину, языческую, назывались религиозные обряды, приуроченные к срокам посолон-