АГИТАТОР Н. М. ПЕРМЯКОВ. ДНИ БОРЬБЫ
Пьеса в 3-х актах
«Посвящаю дорогим камышловцам»
Действие происходит в Петербурге в канун февральской революции 17-го года. Петр Исаич Пузырев, фабрикант, соблазнил Марью Степановну Грачеву, сестру своего рабочего. Надоела она Пузыреву, а, главное, ребенок родился, он ее от себя и прогнал. С ребенком возвращается она домой к матери и брату. А в это время на фабрике случилась забастовка, дома и без того было трудно. Мать прощает, а брат проклятием встречает сестру. Но потом идет к Пузыреву и застреливает его. Революция застает Грачева в тюрьме. Сестра с матросом и студентом, за которыми следуют солдаты, освобождает брата. Засевшие в кусты городовые стреляют из пулемета.
– Сюда, товарищи! – кличет Грачева и падает, сраженная пулей.
Николай, выбегая из тюрьмы: – Ура, товарищи, с победой! – увидя труп сестры, – сестра Маня, ты ли это? В расцвете лет, Маня, – плачет.
Солдаты: – Не плачьте, товарищи, победа за нами.
Николай: – Верно, товарищи. Во время боя по убитому не плачут. Да здравствует революция! Долой оковы!
Солдаты в один голос: – Долой, долой.
Гриша (студент): Товарищи! Шапки долой, вечная память павшим в дни борьбы, – запевают. Все снимают шапки поют над трупом Марии «Вы жертвою пали». Занавес.
(13-го мая 1919 г. Дер<евня>Чужекшур Вятской губ<ер- нии> Глазовского уезда).
645
«Пьеса была поставлена в селе Ягошур Вятской губ<ернии> Глазовского уезда кр<естьянами> Камышловского полка с местной молодежью».
Пьеса краткая, это очень хорошо.
Автор говорит про себя, что «он не обладает специальностью в этом отношении, так как сам – рабочий Петербурга», и краткость его тем более хороша, потому что не специалисты, все, начинающие писание с драм, пишут обыкновенно ужасно пространно.
И еще хорошо, есть в пьесе наивная театральность:
Зверь, тиран и кровопийца Петр Исаич Пузырев дома не иначе ходит, как во фраке (это подобно тому, как царь обязательно должен представляться в короне), в дому Пузырева, «роскошно обставленная комната, слева кушетка, справа телефон, посредине стол, на котором кипит самовар».
Хороша фамилия околоточного: Липатов.
И разговор у Липатова с Пузыревым подходящий:
– А здравствуйте, Сергей Иванович. На чашку чаю с нами!
– Некогда, уважаемый Петр Исаич, тороплюсь к себе. У меня, знаете ли, служба. Только уж по вашей просьбе лично приехал.
И совсем нехорошо и совсем не годится:
«Грачев одевает шляпу».
Точно шляпу раздеть можно.
Шляпу не одевают, а надевают на голову – на дурацкую, пустую, умную, веселую, победную, больную и здоровую, смотря потому, какую кому Бог послал.
Автору хочется, чтобы пьеса была напечатана.
Напечатать такую пьесу дело не мудреное, только не стоит этого делать, для самого же автора лучше.
«Пьеса составлена в свободную от работ минуту на фронте».
У автора, безусловно, есть наклон театральный, пусть попробует, напишет что-нибудь и не как агитатор, а так, и не в свободную от работ минуту.
Литературный труд есть такая работа, свободную минуту от которой – – – можно что угодно, а не наоборот.
Рекомендовать пьесу к постановке по литературным ее качествам нельзя.
<1919 г.>
646