ДМИТРИЙ ЩЕГЛОВ. БЕРЕГ БЛИЗКО
Лирико-драма в 3-х действиях
«Посвящается моим первым учителям на пути родном
и единственном – Надежде Федоровне Скарской
и Павлу Павловичу Гайдебурову»
Выписываю пролог лирико-драмы:
«Тише! Открывается слово! Слово о жизни великого...
Слушайте вы все пришедшие сюда!
Веселые и печальные – слушайте!
Одинокие или пришедшие от уюта домашней кровли; все вы – разные. Что вы хотите увидеть? Хотите смеяться или грустить и плакать...
Тише. Вы увидите слезы в восторге и смех в страдании!
Мы хотим подняться с вами на крыльях могучего духа!
Мы хотим заплакать от достижения, от пляски-песни, от истины, которая смеется, и радости... Мы хотим достигнуть радости!
643
Если слушаете вы – отчаявшиеся люди, если слушаете это вы – кричащие о помощи, мы хотим показать вам достигшего! Мы хотим поднять вас выше самих себя!
Поднимайте же сердца ваши выше, все выше!»
Действующие лица: он, отец, сестра, невеста, тихая, жилец, неизвестный, знаменосец, юноша, восставшие – мужчины и женщины.
Если бы ему, отцу, сестре и другим дать имя, т. е. окостить и вдунуть дух. Тогда бы рассеялось пуховое что-то, пелена что ли, которая соединилась у меня с названием пьесы лирико-драмой.
Пьеса написана восторженно, даже чересчур.
– Скажи, ты никому не отдала того поцелуя, который и подарил тебе тогда... последнюю ночь?
–Нет.
– Значит, ты и в поцелуе девушка! И ты пришла ко мне. Дай мне руку твою – девушка! Спасибо тебе! Что за сила таится в вас – девушки? И восторженно, и высоко, даже чересчур.
– Ушли. Я один. Я могу молиться тебе – Дух! Как тихо. Как темно. Это – ночь. Ночь... Где-то опять спят мирно, где-то пробуждаются песни влюбленных. И моя душа – тоже песнь любви. О где ты – далекая жизнь... О как ты бесконечна. Я люблю тебя! Люблю как девушку... да, как девушку... (Кто-то быстро вбегает.)
– Лес окружают.
– Как девушку».
Надо забыть все виденные, читанные и игранные пьесы и только помнить, не помнить, а как-то вдыхать тот Дух, который веет над не развеянным и движется в живом; надо забыть все слова и выражения, повторяемые бестолочно или имеющие глубочайший смысл, не обессмысленные ничего не проникающим глубокомыслием.
Не надо говорить:
– Буду смотреть в небо, любоваться его бездонностью и мыслить, мыслить.
Не надо говорить:
– Работай голова.
Не надо говорить:
644
– Подними свою душу и заставь ее смеяться.
Автору следует укрепить свое чувство и слово – невозможно так течь! – и, если возможно, (дано) найти свое слово.
Пьесу не следует включать в репертуар.
<1919 г. >
645