ТЕТКИНО ДЕЙСТВО
Сен-Жорж де Буэлье. Карнавал детей.
Пьеса в 3-х действиях.
Пер. с франц. М. А. Потапенко
Изд. журн. «Театр и Искусство»,
СПб., Вознесенский пр., 4
Пустяковая пьеса – действие происходит в Париже в наши дни – умирающая на сене в продолжении двух актов героиня с роскошными золотистыми волосами, вопиющие, душу раздирающие объяснения умирающей матери с дочерью-невестой: мать не хочет, чтобы дочь выходила замуж, потом мать признается в своих прошлых романах, а дочь отрекается от матери, не прощая ей ее прошлого, две тетки, воплощающие всякое зло, из-за них когда-то убежала из дому героиня и теперь из-за них и умирает – на этих несчастных тетках все держится, а на конец – Антим и девочка Ли, что-то вроде Анютки и Митрича «Власти тьмы».
Написана пьеса стройно, но утомляет своей пустотой.
Как представление пьеса могла бы быть и занимательною, и значительною; за сценой карнавал – маски и музыка врыва-
638
ются в теткино действо и иногда удачно хороводят действие. Но три акта музыки и масок, хотя бы и со звериными головами, надоедливо.
Антим, как Митрич, тоже философствует:
– Все всегда повторяется.
– Ничто ни к чему не ведет.
– Можно стремиться к благу, а кончить злом.
– Можно желать зла, а кончить добром.
И эта философия Антима, по его же словам, думы мертвой героини, которую в соседней комнате обряжают, чтобы в гроб класть.
А сама героиня перед смертью так решает жизнь:
Жизнь – это прекрасный карнавал, – говорит она, – у каждого надета маска и поэтому так легко бывает ошибиться.
Пьесу не стоило переводить.
Такого добра и у нас вволю – не прокопаешься.
<1918 г.>
639