КРАШЕННЫЕ РЫЛА́́

Театр и книга 

СОВРЕМЕННОСТЬ

Взрыв

Испытанные театральные приемы в построении сцен и диалога с эффектными концами под занавес – одно слово,

Взрыв, пьеса в 4 дейст.

В старое время Суворинский театр ни в жизнь не расстался бы с пьесой, в наше время Академический Александринский встретит ее с распростертыми объятиями.

А будь пьеса на конкурсе Островского, наверняка клади в карман премию.

А современность?

Современности в пьесе или вовсе нет, или очень мало.

Если дух современности героичность, героичность героев пьесы очень слаба – кое-что в словах, кое-что в действии – а в самом нутре бессильна.

И конечно это не по умыслу автора, а по дару: автор – хороший драматург, стать его – театр Суворинский и Академический, живущий «Ревностью», «Екатериной Ивановной» и проч. изжитым.

Форма – трехстенная петля, и тут уж не может быть речи ни о какой современности.

Форма современности – хоровая.

От всей пьесы веет устарелостью: одна Петрухина, «курсистка в синем пенснэ», это такое допотопие, не понятное «после покушения на великого князя».

К словам:

– Зачем дело встало? (стало)

– Да одна русская женщина что стоит? (чего)

– Припадки в печени (просто печени).

– Между нас есть шпион, (среди)

К ремаркам: «Ланге говорит с сильным остзейским акцентом».

От акцента до заики недалеко, а заика излюбленный драматургами чудила, и цена такому чудиле грош.

613


Победа фронта победа труда

Письмо хлесткое, рука не без навыка.

Так дирижер танцев выскочит и крикнет – и очень скоро, и очень живо, и чего-то неловко.

Заглавие – агитдень, персоны из пропечатанных регистраций и среди них шут – агитшут.

Строй и действие обращены к героическому.

Путь верный: вся, ведь, современность наша героична.

Всякое же героическое действие предполагает две силы: Иван-царевич и Кощей-бессмертный, Иван-царевич и Змей Горыныч, так в сказке, – сила на силу, и чем крепче сила врага, тем борьба ярче и подвиг выше.

Ну, а какая же тут героичность, когда и этот банкир с акциями, и поп с крестом, и соглашатель с Каутским – персоны сценария – одна слюнявая дрянь, пфу ! – и с ног.

Нет, героичность современности совсем не картонная: тут сила врага, как три кощеевы силы, сила драконическая, и трагизм современности – борьба неравная, над которой веют печальные половецкие крылья Карины.

Для создания современного героического действа мало танцевального дирижерства, еще надо подпольный искус – обострение чувств и сердца, и горчайшую беспощадную сознаваемость.

Паук и муха

Не отнимать стать: пьеса самая злободневная – и речь, и обстановка, и действие.

Тут и пустая бочка – «Я на бочке сижу» – и спички шведские с советскою головкой, и «даешь – берешь». Есть комбедчик, ком и пом, вобла, селедка, спекулянты.

Голодное петербургское утро петербургского советского служащего, вынужденная голодом денежная сделка, подделка каких-то литеров, раскаяние и донос на обольстителя и обыск у спекулянта.

614


Если бы голодное утро окончилось обыском не у спекулянта, а у голодного советского служащего, спекульнувшего от голода, еще было б похоже на

«обыкновенную историю с комическим началом и трагической развязкой».

Но дело не в этом, а в современности –

«современная самая обыкновенная история».

Да, мы «бедны, нищи и раздеты» – так очень верно классифицировал однажды Зиновьев – и это правда, и очень современно, но и в бедности бедняка, и в нищете нищего, и в голи голытьбы все еще веет – я слышу – вей огненного скифского вихря, пронесшегося над русскою степью.

 

Без этого вея нет современности.

 

А в пьесе нет этого вея – мечты о новой жизни, новой вере и новом человеке и борьбы за эту преступную, демоническую мечту.

Пьеса не без движения – наступает, застигает, врывается – но все это бездушно и бескрыло, а в развязке благоустроенно чрезвычайно: конечно, спекулянтам так не пройдет!

И очень скучно.

1921г.

615


 
Главная Содержание Комментарии