ТЕАТРАЛЬНОЕ
Какой соблазнительный уголок! Сколько раз с трепетом толкаясь по участкам, я думал:
если бы изобразить хотя бы день и со всем духом, каким пропитаны участки, и выразить словом, отличным от всех слов, каким только говорил участок, и краснорожий, и зуботычный, и по-русскому дурковатый, и по-простому добродушный, с пьяницей, вором, семейной нуждой и медалью.
Водя вольное и невольное знакомство среди писцов, городовых, околоточных, я часто вслушивался в их разговоры, в особенности их оборотов, словечек, и в бессловесные выразитель-
611
ные звуки, в подсловье, которым богата речь и отлична от всякой другой, и опять думал:
хотя бы день со всем духом!
И с особенным рвением принялся я за чтение одной пьесы, действие которой частью происходило в участке, а действовали пристав и околоточные. Но пыл мой скоро погас.
Пьеса держится на заике. Сами посудите, какой уж тут пыл!
*
В одной пьесе я насчитал до тысячи многоточий, т. е. целых три тысячи точек, а глаголы, как на подбор, все были с приставочными сами.
С-ы обессиливающие, да еще и многоточия, это такое бессилие, на которое и электричество напустить бесполезно.
*
Если хотите изобразить на сцене Венецию, для наглядности помяните несколько раз гондолу.
Для заключения пьесы хорошо подпустить колокольного звона – все покроет.
Самое сильное средство, вызывающее подъем у зрителя, это – моментально отравите героиню, а во время любовного объяснения покажите чучелу, наряженную мертвецом.
Автор пьесы может обескуражить самого головоломного из Мейерхольдов, стоит ему сделать например такую ремарку:
в невообразимой суматохе проходит
по сцене тысяча людей
среди общего шума порой доносится чей-
то страстный замирающий голос:
Сегодня!
Детей представлять на сцене очень просто: есть особый язык «маленьких» – слюнислов.
1919 г.
612