КРАШЕННЫЕ РЫЛА́́

Театр и книга 

Аринушка

Софья Малиновская

Н. И. Монасеина, любимая детская писательница. Дети не только не скучают за ее тропиночными рассказами, но еще просят: дай почитать такое же. Тут ей что-то открыто – тропинка какая-то к детской душе.

И я думаю, что инсценировка «Царевен» под названием «Аринушки», так же будет близка детям, как и «Царевны».

Царевна-боярышня и нищая бродячая девочка уходят вместе странствовать – идут из терема в лес искать заповедную лампаду: кто эту лампаду увидит, от ее света у того глаза просветятся, и откроется правда.

Беглецов ловят.

Нищая девочка идет уж одна искать лампаду, а царевна-боярышня возвращается в терем, унося память о странной подруге, о заповедной лампаде, свет которой откроет глазам правду на земле, где – недоля, зависть и обида.

Н. И. Монасеина, а вслед за ней и Софья Малиновская, почему-то думают, – впрочем, так думали и думают многие писатели, пишущие по старине и по-народному, будто старина и народность выражается особым словарем, расстановкою слов, уменьшительными именами и сросшимися эпитетами.

–  почто

– поведай

– забижает

–  пужаться

–  ин

Вместо: «за что, скажи», «обижает», «пугаться», «пусть».

И не скажут: «лекарственные снадобья», а обязательно – «снадобья лекарственные».

586


Все равно, как: не «глупые речи», а обязательно – «речи глупые».

И конечно:

– леса дремучие

– реки глубокие

– луга зеленые

Детям, которым предназначается Аринушка, никаких этих тонкостей не надо и ничего они не заметят, а будут совсем другое замечать, но скажу, такого рода народность и старина, и со всем незаметно, пройдут в душу и не бесследно.

В пьесе есть настоящее – и старина, и народность: это заговор, песни и апокриф.

Заговор приводится неполно, робко, но должно быть, детям как раз в меру.

зори-зорицы,

вы себе сестрицы,

соберитесь в круг,

возьмите, отгоните

от рабы божьей

ночницы,

ходни-бредни,

хожоны-брожоны,

додуманы – погаданы,

ветряны – водяны.

тут им не бывать,

тут им не стоять,

ни в очах,

ни в плечах,

ни в руках,

ни в ногах.

тридевять ангелов

златоперых, златокрылых

с неба спускаются –

тридевять луков,

тридевять стрел

с неба спускают –

сквозь семеро облаков

стрелами стреляют,

587


отстреливают

от рабы божьей

призоры.

как с гоголя вода катится,

так бы катилась беда

с рабы божьей.

Тоже и песня хороша:

Ехал мимо терема суженый,

ехавши, молвил он:

Бог на помощь, красная девица,

Для кого шьешь, для кого вышиваешь?

А вот и Апокриф:

Хороши твои хоромы, потолки золотом расписанные,

а нет краше поднебесного свода.

Хороши узоры по бархату серебром и шелками,

а нет краше цветов на лугу.

Хороши песни твоих подруг,

а как в майский день зальются птицы,

так в небе ангелы хвалят Бога.

Хорошо под вечер в лесу, в овраге,

слушать гремучий ручей.

Всему голос дан,

один камень молчит.

Есть Море-океан, тридцать в нем оконцев,

и те оконца тридцать китов головами затыкают.

Пришло такое время – велел Господь китам отойти

 от оконцев.

Отошли киты. Запело море –

разошлось –

шумит.

Туть потоп и приключился.

Есть птица Феникс –

А солнце триста ангелов ворочают,

оттого день сменяется ночью.

588


А чтобы людей не попалило,

птица Феникс крылья в Океан-море окунает

крыльями на солнце кропит.

Есть еще рассказ о купальской траве.

– Одолень-трава.

Вот настоящее – тут и старина, и народное.

589


 
Главная Содержание Комментарии