КОММЕНТАРИИ


ПО КАРНИЗАМ

БИКУ

С. 565. Бику – имя реального бретонского мальчика, с которым писатель познакомился в 1924 г. в Бретани. Летний отдых Ремизовых на вилле мадам Флёри продолжался в течение многих лет, до 1939 г., так что в домашнем архиве писателя сохранились фотографии подросшего Бику.

...очутился среди камней-менгиров и дольменов – священных камней друид. – Речь идет о кельтских жрецах и прорицателях –друидах, населявших территорию современной Бретани, первые упоминания о которых встречаются в античных источниках (III в. н. э.). О культе камней древних кельтов свидетельствуют многочисленные памятники, сооруженные из блоков дикого камня – мегалитов и сохранившиеся на территории Южной Англии и на прибрежных равнинах французской Бретани, в частности, вокруг деревни Кльон-сюр-Мер (La Clion-sur-Mer), где проводили лето Ремизовы. Возраст этих культовых строений ученые относят к бронзовому веку. Среди мегалитов выделяют такие сооружения, как менгиры – большие до 4–5 метров высотой, продолговатые неотесанные камни, поставленные вертикально, по-видимому служившие памятными стелами или идолами, а также дольмены, представляющие собой гробницы, сложенные из каменных глыб, в виде каменного стола или укрытия. Подробнее об учении друидов и культе камней см.: Широкова Н. Мифы кельтских народов. М., 2004. С. 39–107.

Памятники ставились не для мертвых, а ради живых! – Философия друидов основывалась на вере в бессмертие души.

...кориганы духи, служили друидам...  Корриганы – представители низшей кельтской мифологии, духи родников и источников, обитающие под землей, рядом с дольменами – сакральными сооружениями общин друидов.

782


С. 566. Барбазон – персонаж французских народных сказок.

С. 568. И кориганы все стриженные. – Шуточное искажение подлинной внешности Корриганов. Особенность этих духов состояла в том, что они ночью принимали образы прекрасных женщин в белых одеждах с длинными волосами, опасных для мужчин. Днем их юная красота оборачивается уродливой дряхлостью старух.

       Карнак – Canak – деревня в Бретани, в окрестностях которой сохранилось крупнейшее в мире скопление кельтских менгиров и дольменов.
       Б
ику знает про «ворону и лисицу»... – Подразумевается одноименная басня Ж. де Лафонтена. ...Броселиандский лестам спит зачарован Мерлин. – Brocéliande (фр.) – мифологический топоним средневековых легенд о рыцарях Круглого Стола, короле Артуре и его учителе Мерлине. Прототипом этого сказочного леса стал бретонский лесной массив, расположенный под деревней Пемпон (Paimpont). Поклонники цикла легенд о короле Артуре ассоциируют природные достопримечательности Пемпонского леса с ключевыми сюжетами любимых сказаний. В частности, один из сохранившихся там менгиров считается склепом волшебника Мерлина (Tombeau de Merlin), жившего и умершего в Броселианде. По преданию, могила Мерлина открывает ворота в другой мир. См. также: Комаринец А. Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола. С. 63.
        С. 569. ... 
это как Египет та же память: и там и тут Карнак, и бык, и солнце, и «мудрость». – Сопоставление двух древних культур, имевших сходные обряды и символы, связанные с представлениями о бессмертии души. Карнак в Египте (Karnak) – деревня, расположенная на территории древних Фив, известная грандиозным храмовым комплексом царя Амона-ра. На протяжении всей эры Нового Царства Карнакский храм, строительство которого было начато в XX в. до н. э., являлся средоточием религиозно-культовой жизни Египта, выполняя функцию главного святилища. Название египетского Карнака созвучно названию бретонской коммуны (Carnak), также культового места древних кельтов. Бык в символике обеих культур считался священным животным; это ключевой символ космогонических мифов Египта, наравне с символами солнца и луны. О генезисе учения кельтских друидов о бессмертии, восходящего к символике древних египетских гробниц, с символическим изображением солнца, см.: Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов / Пер. с англ. Е. В. Глушко. М., 2004. С. 28–32. О значении символов быка в египетской и кельтской религии см.: Широкова Н. Мифы кельтских народов. С. 162–164.        ...последнего бретонского короля Соломона. – Один из королей Бретани Саломон (Salamun; 857–874); был убит бретонцами – Паскветеном, графом города Ванна, и Гурваном, графом Ренна.

783


С. 569. «Le magasin pittoresque» – богато иллюстрированный французский журнал, издававшийся с 1833 по 1838 г. Эдуардом Шартоном (Édouard Charton) как популярная энциклопедия по вопросам науки, истории и искусства.

       С. 570. ...сидит старикпохож на Тагора... – Рабиндранат Тагор (1861–1941) – индийский писатель, поэт, нобелевский лауреат 1913 г.; композитор, художник, общественный деятель. Возможно, колоритный образ Тагора возник в связи с сообщениями в эмигрантской периодической печати о том, что заболевший писатель с ноября 1924 г. по январь 1925 г. поправлял здоровье в Буэнос-Айресе, на вилле Виктории Окампо – известной аргентинской писательницы, которая также была дружна с И. Стравинским, упомянутым в книге «По карнизам». Фотография Тагора и Окампо помещалась в парижских газетах зимой 1924/1925 г.

С. 571. Вандея – один из департаментов земли Луары, на западе Франции, образованный во время Великой Французской революции в 1790 г.

Отокар – от autocar (фр.), автобус.

С. 572. ...камень Марка Пен-Рюз... – Возможно, подразумевается скалистый мыс Pointe du Raz (Пуэнт-дю-Ра), расположенный на береговой линии Атлантического океана между началом Ла-Манша и Бискайским заливом. Ср.: «Мы мечтали пройти освященные дороги до "крайнего камня" – Point de Raz <...> по многим дорогам я прошел за эти годы, побывал и на "крайнем камне". Наши мечты были ярче и они живы в Морисе, который вспоминает мои рассказы о Броселианском лесе, о Мерлине, о каменном поле Карнака и о девяти друидессах острова Сен» ( Учитель музыки-РК IX. С. 270–271). Эту ландшафтную достопримечательность Бретани Ремизов связывает с именем короля Марка Корноуллского – персонажа легенды о Тристане и Изольде, которая имела распространение в бретонском фольклоре. О короле Марке см.: Комаринец А. Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола. С. 270–275.

...фея Арма посылает кориганов... – Один из сюжетов бретонских легенд.

«Стоглав» – Сборник решений Стоглавого собора 1551 г., состоящий из 100 глав, содержанием которых являются уложения, законы и разъяснения по религиозно-церковным и государственно-экономическим темам.

784


 
Главная Содержание К тексту