КОММЕНТАРИИ


СЕМИДНЕВЕЦ

ЖИЗНЬ НЕСМЕРТЕЛЬНАЯ

Впервые опубликовано: Шумы города. С. 121–147.

Прижизненное издание: Петербургский альманах. Пб.; Берлин: Изд. 3. И. Гржебина, 1922. Кн. I.

Прототипами главного героя послужили несколько человек, связанных с историей создания Романовского музея в Костроме и входивших в состав Костромской губернской ученой архивной комиссии. Среди них знакомцы Ремизова историк-архивист и археолог И. А. Рязановский (подробнее см. комм. к повести «Неуемный бубен», с. 612 наст. изд.) и собиратель древностей «старец» И. Д. Преображенский. Некоторые подробности биографии сближают образ героя также с именем Н. Н. Виноградова, тесно сотрудничавшего с Рязановским в работе над коллекциями Романовского музея. Виноградов Николай Николаевич (1876–1938) – историк, этнограф, коллекционер, один из создателей Романовского музея в Костроме. Сын священника, закончил в 1896 г. Костромскую духовную семинарию, учился в Ярославском Демидовском юридическом лицее (1903–1905) и на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета (1905–1909). В 1910–1916 гг. старший помощник правителя канцелярии и чиновник особых поручений при костромском губернаторе. С 1902 г. действительный член Костромской губернской ученой архивной комиссии, занимался комплектованием музея, сбором диалектологического и фольклорного материала (подробнее см.: Сизинцева Л. И. Виноградов Николай Ни-

726


колаевич // Кострома: Историческая энциклопедия. Кострома, 2002. С. 61).

Об отраженном в рассказе полемическом споре Ремизова с Достоевским, Лесковым и Толстым по поводу истинного содержания русского национального характера см.: Данилевский А. Полемический аспект «Жизни несмертельной» А. М. Ремизова // «Великая французская революция и пути русского освободительного движения»: Тезисы докладов научной конференции. 15–17 декабря 1989 г. Тарту, 1989. С. 100–102.

 

С. 391. Иона Петрович Боголепов... – Имя и отдельные факты биографии героя восходят к Ионе Дмитриевичу Преображенскому (1857–1915), в 1891–1904 гг. занимавшему место члена-делопроизводителя Костромской губернской ученой архивной комиссии, страстному собирателю и знатоку древностей. Ремизов писал о нем: «Есть такой археолог Иона Дмитриевич Преображенский, жительствующий в Костроме, Нижняя Дебра, д< ом> Алексеевой, замечательный человек, преданный нашей русской старине. <...> Этот старец Иона много потрудился для создания Романовского музея в Костроме» (РНБ. Ф. 124. Ед. хр. 3621. Л. 7 – письмо Ремизова Э. П. Юргенсону от 14 марта 1914 г.).

С. 392. Ошалоуметь – ошелоуметь, одуреть, обеспамятеть от чаду, угару, с испугу, от пьянства.

...пальто со следовательского плеча... – отсылка к И. А. Рязановскому, в течение ряда лет служившему судебным следователем Костромского Окружного суда.

Столбцы (или столпы) – особая форма документов в России XIV–XVII вв., текст которых был написан на склеенных в виде ленты бумажных полосах. Хранились в свернутом виде.

...доморощенный историк наш Миловзоров... – аллюзия на члена Костромской архивной комиссии Ивана Васильевича Миловидова (1851–1898), составителя «Очерка истории Костромы с древнейших времен до царствования Михаила Федоровича» (Кострома, 1886). Он выдвинул гипотезу, что город на Волге был основан еще в середине IX в. как поселение со смешанным славяно-мерянским населением, а свое название – Кострома – получил от имени одноименного славянского божества.

Губернатор Корноуховский – словесная игра Ремизова: в 1913–1915 гг. губернатором Костромы был П. П. Стремоухов.

...в казенном архиве Иона стащил автограф Благословенного Императора. – Намек на Н. Н. Виноградова. В период службы в Русском музее Александра III в Петербурге в 1909 г. он был уличен в краже предметов из фондов музея. Дело прекратили благодаря заступничеству академика А. А. Шахматова.

727


       С. 393. Исполать (стар.) – хвала, слава (в восклицательном обращении).
       ...около церкви Стефана Сурожского... – Церковь Стефана Сурожского на Нижней Дебре (1780) в Костроме, снесена в 1935 г.

...великого князя Василия П-го задавил медведь. – Пример ремизовской литературной игры. В действительности Василий II Васильевич Темный (1415–1462) – великий московский князь, скончался в Москве от сухотки (туберкулеза). Здесь же, по-видимому, содержится аллюзия на легенду об основании Ярославля, согласно которой во время путешествия Ярослава Мудрого из Новгорода в Ростов на князя напал медведь. Изображение медведя является символом Ярославля и Ярославской земли с XVII в.

       ...жил великий князь Василий II не в нашем городеа в Костроме...  Пример намеренной географической дезориентации читателя; события и топонимические реалии рассказа, как на место действия, указывают именно на Кострому.
       ...самом деберьном... 
– зд. в смысле: сложные, малоисследованные факты, явления, от дебрь (ст.-слав, дьбрь) – овраг, буерак, заросшая лесом низина, чаща. Слово также связано с костромской топонимикой – ср.: ул. Верхняя Дебря (ныне ул. Кооперации), церковь Воскресения на Дебре.
       ...обвился веськак плащаницей...  Плащаница – погребальная пелена, в которую обертывали тела усопших, также полотнище с изображением тела Иисуса Христа или Богоматери, использовавшееся при богослужении.
        С. 394. 
Пассаж название костромского трактира, принадлежавшего купцу Д. Хореву, располагался на углу Сусанинской площади и Марьинской ул. (ныне – Шагова) в бывшем доме причта Благовещенской церкви.
       Экспроприация 
– принудительное отчуждение имущества частных собственников. Слово из марксистского лексикона вошло в широкое употребление после революции 1905 г.
      Res nullius (лат.) – вещь, никому не принадлежащая, бесхозяйная вещь. Понятие бесхозяйной вещи восходит к римскому праву, которое разрешило установление права собственности над такой вещью через «оккупацию» (захват с целью владения).

С. 396. Рядом со сводчатой канцелярией были сложены старые книгирукописи и старинные вещи... – Костромская губернская ученая архивная комиссия с 1891 г. занимала несколько помещений в здании Дворянского собрания (ныне: пр. Мира, 7).

Губернатор Гудзевич – пример авторской словесной игры: в 1861– 1866 гг. костромским губернатором был Н. А. Рудзевич.

728


С. 396. Археолог Рязановский – Иван Александрович Рязановский. О нем подробнее см. комм. к повести «Неуемный бубен» на с. 612.

С. 397. ..музей устраивается... – Формирование в Костроме музея древностей было связано с работой Костромской губернской архивной комиссии, созданной в 1885 г., с этого времени была начата собирательская работа. Однако основание музея относится к 1891 г., когда для размещения коллекций было выделено несколько комнат в здании Дворянского собрания.

...вывел от Руслана и Людмилы... – персонажи поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Королева Матильда – Матильда, или Мод (1102–1167), – королева Англии и императрица Священной Римской империи, дочь и наследница английского короля Генриха I.

       Фридрих II – существует несколько лиц с таким именем, здесь, по-видимому, имеется в виду Фридрих II (1712–1786) – король Пруссии с 1740 г. Яркий представитель просвещенного абсолютизма, основоположник прусско-германской государственности.

С. 398. ...будет он хвастать всесветными связями своими с сильными мирау а особенно знакомством с царем. – Здесь обыгрывается действительный факт биографии И. А. Рязановского, общавшегося с Николаем II во время церемонии открытия Романовского музея в Костроме.

С. 399. ...доклад о куричьих богах. – Куричий (куриный) бог – небольшой камень с отверстием естественного происхождения, проточенном речной или морской водой. Использовался как оберег домашних животных, чаще птицы, для чего подвешивался в курятнике или под стрехами домов. В 1903 г. на Тверском археологическом съезде членом Костромской губернской ученой архивной комиссии Н. М. Бекаревичем был прочитан доклад о «куричьем боге» (Бекаревич Н. М. Заметка о «куричьем боге» в Костромской губернии // Труды 2-го областного Тверского археологического съезда 1903 года 10–20 августа. Тверь, 1906. С. 115122 ).

С. 400. ...на пьяном солонинном лице... – т. е. небритом; образ-ассоциация с внешним видом свиной кожи солонины, представляющей собой грубо обработанную поверхность с неровно обрезанной щетиной.

...забыдущее горькое пойло... – т. е. повергающее в забвение, усыпляющее.

       Сам он никогда не записывал... – деталь, характеризующая И. А. Рязановского. Ср. у Ремизова: «Рязановский <...> в жизнь не написал ни одной строчки – явление едва ли не наше только, русское!» («Подстрижеными глазами» // Иверень-РК VIII. С131).

729


С. 400. ...на Козью улииу... – возможно, от названия Козьей слободы в Костроме (ныне – ул. Красная Слобода).

С. 403. Деберь – от дебри, зд.: большие сложности, запутанное состояние чего-либо.

Печерка – ул. Большая Печерская в Нижнем Новгороде, одна из древнейших улиц, названа по основанному в XIV в. Печерскому Вознесенскому монастырю.

Русь белокрылаякуда тылетишьисплаканаизмученная и тоскою сердце рвешь? – Аллюзия на заключительные строки первой части поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842): «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

С. 404. Устройство местного музея... – Открытие Романовского музея в Костроме было приурочено к празднованию 300-летия Дома Романовых. Основой для него послужили коллекции, собранные Костромской губернской ученой архивной комиссией, работавшей с 1885 г. Для музея в 1909–1911 гг. было выстроено специальное здание по проекту архитектора Н. И. Горлицына. В устройстве музея деятельное участие принимали И. А. Рязановский, ставший его первым директором, и Н. Н. Виноградов. Музей был открыт 19 мая 1913 г. в присутствии Николая II, он включал церковный, исторический, этнографический и др. отделы. Многие экспонаты, коллекции и документы были связаны с родом Романовых.

Салоп – верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами.

Профит – выгода, прибыль.

Стакнулись – тайком сговорились, условились.

С. 405. Потрафил – угодил.

С. 406. Провенчаю – проучу.

С. 407. За кощунства ли Дублянских сказок – см. комм. к с. 46.

За Прово горе... – Ремизов приводит в измененном виде две первые строфы анонимной эротической поэмы начала XX в. Ср.: Под именем Баркова: Эротическая поэзия XVIII – начала XX века. М., 1994. С. 100–108; здесь поэма опубл. под назв. «Пров Фомич».

Бандырь – сводник, содержатель дома терпимости.

С. 408. ...как тезоименитый Иона во чреве китове. – Ветхозаветный пророк, персонаж библейской книги Ионы, за неповиновение Богу был подвергнут смертельно опасным испытаниям: выброшен в море, проглочен огромной рыбой (в славянском переводе Библии – китом) и провел там три дня и три ночи, взывая к Божьей милости.

С. 409. Солнцу воссиявшу пришедши на запад! – Измененные слова молитвы «Свете тихий», ср.: «пришедше на запад солнца, видевше светь вечерний».

730


С. 410. ...вывел он Купцову родословную от Каинасына Сатанаилова, через Ивана Осипова  Ваньку Каина... – Согласно представлениям богомилов (богомильство – религиозно-социальное еретическое движение на Балканах и в Малой Азии в X–XIV вв.) Каин, персонаж библейской книги Бытия, убивший своего брата Авеля, был сыном не Адама и Евы, а Евы и соблазнившего ее в виде змея Сатанаила. Ванька Каин – Иван Осипов, по прозвищу Каин (1718 – после 1756) – знаменитый вор и разбойник, служил «доносителем» в московском сыскном приказе, изобличен в преступлениях и отправлен на каторгу в 1755 г. В фольклоре ему приписываются популярные в народе песни, в том числе песня «Не шуми, мати, зеленая дубравушка». О личном интересе Ремизова к данному персонажу см. в комм. Е. Обатниной: Оказион-РК III. С. 651.

...Спасов деньпчела именинница! – 1 (14) августа, церковный праздник Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста, начало Успенского поста. Считалось, что с этого времени пчелы переставали собирать пыльцу, на Руси начинался сбор меда и его освящение, отсюда народное название праздника – Медовый спас.

С. 411. ...как на Рублевской иконе... – По-видимому, имеется в виду изображение ангела на иконе «Троица ветхозаветная» (первая четверть XV в.) работы Андрея Рублева (ок. 1370–1428), живописца, крупнейшего представителя московской школы иконописи.

Вьются слухикак у ангелов... – В изображениях ангелов слухами называют свободно развевающиеся концы головных повязок-тороков, которые свидетельствуют о предназначении ангелов слышать волю Божию.

731


 
Главная Содержание К тексту