КОММЕНТАРИИ


ЗГА. ВОЛШЕБНЫЕ РАССКАЗЫ

Чертыханец

Впервые опубликовано: Русская мысль. 1911. № 4. С. 138–160.

Прижизненные издания: Шиповник 5. С. 159–191, «1911 г.»; Зга. С. 85–126.

В Рукописном Отделе ИРЛИ сохранился оттиск рассказа из ж. «Русская мысль» с дарственной надписью Ремизова: «Павлу Владимировичу Безобразову в Преображение. 6 /19 VIII. 1911г.» (Волшебный мир Алексея Ремизова. С. 18).

Критик Г. Ловцкий в рецензии на сборник «Зга» так истолковал привычное выражение Берсенева «Чёрт!»: «За сутолокой и развлечениями текущего дня, за его рвущей жестокостью и безучастностью мы проглядываем все те таинственные силы, которыми мы окружены или отпихиваемся от всей этой "нечисти" легким словом...» (Дни (Берлин). 1925. № 750 .26 апр. С. 8).

 

С. 117. Чертыханец – ремизовский неологизм, производное от глагола «чертыхаться», т. е. ругаться, поминая чёрта.

 

644


С. 118. Хорамиразделявшими дом на две половины... – Хоры – верхняя галерея, или балкон, обычно на колоннах, внутри зала большого дома.
...попадали в высокуюв два светазалу... – Зал «в два света» – помещение с расположенными друг над другом двумя рядами окон.
...стояли ломберные столики... – Имеются в виду обтянутые сукном четырехугольные столы для игры в карты; ломбер – старинная карточная игра, изобретенная испанцами.
...случайный золотой... – Золотой – золотая монета достоинством в 5 и 10 рублей.
С. 119. Ж и в о т н ы м и звал покойник Сергей Петрович всех без исключения простыхнезнатных людей. – Ср. в книге «Иверень» о барине Засецком: «Барин Засецкий всех своих "подданных", а также соседей мелкопоместных называл в глаза не по имени и кличке, а вообще "животное", и все на "животное" откликались, чувствуя в этом безобидном имени презрение и гадливость» (Иверень-РК VIII. С. 274).
...а всем домом – с ф а м и л и е й . –То есть всей семьей.
С. 120. ...первая во всем коноводчица... – Коноводчица – производное от «коновод» – вожак, верховод, предводитель, зачинщик.
...мечтали в гимназиях всё о той же всегдашней Америке – бежать в Америку. – Ср. в главе «Узлы и закруты» о встрече Ремизова с две­ надцатилетним мальчиком: «Путаясь, рассказывал он, как, начитавшись Майн-Рида и Жюль-Верна, он убежал из Приюта искать приключений – Америка! и как его поймали и теперь гонят домой – в Москву» (Там же. С. 13).
...экономии богатые. – Экономии – зд. в значении «крупные помещичьи усадьбы».
С. 121. ...искры п е р с и д с к о й молнии... – Персидская молния – название одного из видов фейерверка: составляющая его пиротехническая ракета, набрав высоту, распадается на десятки цветных искр.
С. 123. ...Ефимия Авессаломовна... – Отчество Соломовны, возможно, связано с именем Кесарийского мученика св. Авессалома. По Католическим святцам, память – 2 марта. В Православные святцы имя не включалось.
С. 124. Вот предводитель Турбеев к последнему пустпяковскому словуа непременно прибавит к а к  г о в о р и т с я... – Ср. запись в дневнике А. М. Ремизова от 11 ноября 1957 г.: «Кто не знает пошлость выражения "так сказать". Но "в конечном итоге" еще не слышат – еще не обоняют прели» (Кодрянская 1959. С. 328).
С. 126. Федосья Алексеевна – московскаяиз старозаветной купеческой семьи. – Прототипом героини послужила, возможно, мать писателя. Ср. в автобиографии Ремизова 1912 г.: «Моя мать Мария Александровна Ремизова, <...> из знаменитой купеческой семьи Най-

645


деновых» (Лица. С. 437 ).0 «старозаветной русской семье» своей матери Ремизов писал и в автобиографии 1913 г. (Там же. С. 444).

С. 126. Долгие всенощные, ранние обедни,  и отцовский крепкий домашний уклад... – Ср. в ремизовской автобиографии: «Всенощные, обедни и ранние и поздние, часы великопостные, ночные приезды в наш дом чудотворных икон, ночные и дневные крестные ходы, хождения по часовням и на богомолье по святым местам, заклинание бесов в Симоновском монастыре...» (Там же. С. 439).

...бесноватые в Симоновом монастыре... – Симонов монастырь – Симонов (Успенский) мужской монастырь, основанный в 1370 г. вниз по течению реки Москвы. В 1379 г. перенесен на окраину Москвы. За свою историю не раз подвергался разорению и разрушению. В Симоновом монастыре проводили обряды экзорцизма – «отчитывали бесноватых» с помощью молитв. См. в кн. Ремизова «Подстриженными глазами»: «Два очага в Москве светятся по-разному – не простые огни; два монастыря: Симонов кишел бесами, Ивановский – Божьими людьми (хлысты)» (Иверень РК VIII. С. 459). «Симонов – место встречи "порченых" и "бесноватых". Их свозили со всех концов России в Москву... <...> Бесовский пожар в Симонове <...> зрелище ошеломляющее» (Там же. С. 118).

..масленичные катанья в Рогожской... – Рогожская слобода (или Рогожская застава) – исторический район старой Москвы, возникший в конце XVI в. на левом берегу реки Яузы, в местности Рогожка, где поначалу селились ямщики; одно из мест проживания московских старообрядцев. Ср. в воспоминаниях П. И. Богатырева «Московская старина»: «Название Рогожская происходит от села Рогожи, что теперь город Богородск, в пятидесяти верстах от Москвы, по Владимирскому тракту»; «А на масленице ездили кататься в Рогожскую, в которой в это время устраивалось действительно грандиозное катанье. Здесь высматривали невест и женихов – и глядишь, на красной горке и под венец» (Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия. М., 1989. С. 135–136,117).

...первомайские зеленые Сокольники... – Сокольники – парк на северо-востоке Москвы. Здесь, видимо, подразумеваются майские гулянья.

..хождение пешком к Троице-Сергию... – Троице-Сергиева лавра – крупнейший православный мужской монастырь, расположенный в подмосковном городе Сергиев Посад. Основан Сергием Радонежским. Место паломничества православных христиан.

...Морозовская старая Москва... – Вероятно, подразумевается знаменитый старообрядческий купеческий род Морозовых (Савва Васильевич, Тимофей Саввич, Савва Тимофеевич). Все они были похоронены на старообрядческом Рогожском кладбище.

646


С. 128. ...невольно к этим грустным берегам... – цитата из драматической поэмы Пушкина «Русалка» (1832).
С. 131. ...где-то на Рузовской у казарм... – Рузовская улица в Петербурге проходит между Загородным проспектом и набережной Обводного канала. В середине XVIII в. была проложена на территории 5-й роты лейб-гвардии Семеновского полка и именовалась 5-й линией. В 1858 г. она получила название Рузовской улицы (по уездному городу Руза Московской губ.).
...у Кокушкина моста... – Имеется в виду мост через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) в С.-Петербурге.
С. 133. ...играя в  э к с п р о п р и а т о р о в . . . – Вероятно, в «казаки-разбойники», игру, в которой участвовали две группы детей, противостоящих друг другу.
С. 134. ...«щетинку» вынимают у детей-крикс в банечтобы не кричали! – Крикса – плакса, крикун, рёва. Щетинка на спине грудного ребенка – маленькие жесткие волосики, которые вызывают сильный зуд; выводили их в бане.
С. 135. ...с вязигою вместо костей... – Вязига – струна, проходящая через позвоночник осетровых рыб. Используется для приготовления кулебяк, расстегаев.
С. 137. ...на царском молебне... – Царский молебен – церковное богослужение после литургии в царские дни, т. е. в дни именин, коронаций и т. д. членов царской фамилии.
...заушить м а с о н а . – Заушить – ударить по уху, дать пощечину. Масон (франкмасон) – член тайного братского сообщества «вольных каменщиков», ставящего целью переустройство мира, противостоящего православию.
...в белом фланелевом бекеше... – Бекеш – сюртук, кафтанчик на меху, полушубок.
...ядовитым насекомымтысячехвосткой... – Тысячехвостка – разновидность гусеницы, сороконожки.
С. 138. Святочные – вещие сны. – Согласно народным поверьям, сны, приснившиеся на святки (от Рождества до Крещения, с 7 по 19 января), с полуночи до восхода солнца, считаются вещими.
С. 139. ...а это нехорошокогда во сне пол моешь! – Одно из народных толкований этого сна – предвестие скорой смерти.
С. 140. В Крещенский сочельник... – Крещенский сочельник отмечают накануне православного праздника Крещения (Богоявления) Господня, 18 января. ...ставила богоявленские крестики... – 5 (18) января по православному обычаю люди ставили кресты углем или мелом над дверями, окнами, печными отверстиями, чтобы тем самым оградить дом от бесовского влияния. Ср. дневниковую запись А. М. Ремизова от 18 января

647


1957 г.: «Крещенский сочельник. Будет бесовская ночь. На окнах и дверях мелом ставят крест, а то не ровен час, какой шелудивый бесенок ворвется в дом и заведет игру. Будет до утра беситься. Только утром – на рассвете при первом колоколе к ранней крещенской обедне все бесы ухнут как в трубу и на земле будет праздник. В сегодняшний вечер гадать – самое верное предсказанье – крещенское. На моей памяти немало таких вечеров» (цит. по: Грачева А. М. Жанр романа и творчество Алексея Ремизова (1910–1950-е годы). СПб., 2010. С. 409).

С. 142. ...ветром так и садит. – Садить –зд. в значении: энергично, напористо воздействовать. Ср. в тексте далее: «Так и рвет дверь».

648


 
Главная Содержание К тексту