© Е.Р. Обатнина, © Е.Е. Вахненко

Хроника жизни и творчества А.М. Ремизова

1934


Адрес: 7, Rue Boileau, Paris XVI


Круг общения, переписка: Л.И.  Шестов, Б.К. Зайцев, Е.И. Замятин и Л.Н. Замятина, Г.В. Адамович, М.Л. Кантор, Д. Кнут, Л.Н.  Гомолицкий, М.Г. Горлин, Р.Н.  Блох, Ю.П.  Иваск, В.А. Мамченко, С.Ю. Кулаковский, Н.В. Зарецкий, В.В. Перемиловский, Б.Г. Унбегаун, P. Pascal


Творческая работа: роман «Учитель музыки», четвертая часть  романа «Оля» (гл. «Голова львова»); «Книгописец и штанба. Памяти первопечатника Ивана Федорова», первые рассказы книги «Подстриженными глазами», рукописные альбомы с автоиллюстрациями [Авторский список рисунков, 1935, 201–202]


 

Январь, 8 – в Москве скончался Андрей Белый

Январь, 20 – Р.-вы  присутствуют на панихиде по Андрею Белому, состоявшейся в Сергеевом подворье при Свято-Сергиевском богословском  институте  (93, Rue de Crimée, XIX) , в 8 вечера после всенощной службы

Январь, 28 – в польской газете «Молва» опубликована статья Л. Гомолицкого «Тургеневские сны в ремизовских рисунках» (№ 23. С. 4), в частности, о французском издании эссе «Тридцать снов Тургенева»


Февраль – в Обществе Друзей русской книги, на заседании, пресвященном 350-летию со дня смерти Ивана Федорова (26, av. de Tokyo), с докладами выступили С.П. Ремизова-Довгелло («Рукописные книги до Ивана Федорова») и П.Н. Милюков  («Первопечатник Иван Федоров»); А.М. Ремизов прочел  новый  рассказ «Книгописец и штамба»

Февраль, 22 – М. Горлин навестил Р.-вых, представив им свою невесту Раису Блох [Across Borders, 2018, 438]


Март, 8 – в письме Р. посылает план книги «Учитель музыки» [Письма А.М. Ремизова к В.В. Перемиловскому, 1990, 221–222]

Март, 17 – Н. Оцуп в письме приглашает Р.-ва на встречу 18 марта по случаю юбилея журнала «Числа»

Март, 24 – состоялся вечер чтения Р.-ва в зале клуба «Очаг русской музыки» (Salle du Foyer de la Musique Russe, 26, Av. de Tokyo). Писатель прочел в первом отделении неопубликованные рассказы из главы «Слепая» (роман «Учитель музыки»), во втором – рассказ В.А. Слепцова «Питомка» (1863), фрагменты из романа Достоевского «Преступление и наказание» и поэмы Гоголя «Мертвые души»


Апрель, 14 – Р. принял участие в литературно-артистическом вечере, организованном журналом «За рулем» в клубе «Очаг русской музыки» (26, Av. de Tokyo). В программе также выступали А.И. Куприн, Е.Д. Бальмонт, Ант. Ладинский, М.А. Струве и др.

Апрель, 17 – М.Л. Кантор в письме соредактору по журналу «Встречи» М.Л. Адамовичу, решая вопрос о публикации рассказа «Свидетельство о бедности», высказал мнение: «Продолжаю думать, что рассказ его <Ремизова. – Е.О.> напечатать следует. Конец его – это Ремизов первого сорта. <…> Если надо что-нибудь выбросить, по величине рассказа, я бы выбросил все со стр. 2–7, оставив только письмо Р. Роллана и как-нибудь выделив его. М. б.  он согласится? Письмо нужно по смыслу всего конца, ведь, все – это ответ на него. Про собачек не так страшно, но можно два-три слова и убрать» [Ремизов А.М. Письма к М.Л. Кантору, 1973, 241]. Рассказ с сокращениями был напечатан в пятом номере журнала за 1934 г.

Апрель, 21 – Р. принял участие в вечере Союза деятелей искусства, посвященном Н.В. Гоголю, с чтением произведений классика русской литературы

Апрель, 26 – Гомолицкий сообщает о написанной на польском языке статье, в которой «центральное место» отведено Р.-ву [Гомолицкий, 2011, 534]. Публикация не выявлена.

Апрель, последняя декада – при посредничестве Ю. Мандельштама Р. пытается позаимствовать у Д.С. Мережковского его книгу «Гоголь и чорт» (1906); у автора не нашлось ни одного экземпляра


Май – Р. обращается в Союз деятелей русского искусства во Франции с просьбой о распространении его рисованных лотерейных  билетов  (см. также запись Хроники  – Июль, 16)


Июнь, 7 – в «Последних новостях» опубликован очерк «Книгописец и штанба. Памяти первопечатника Ивана Федорова» (1934. № 4833)

Июнь, 9 – Р. выступил на литературном вечере в Сорбонне (зал Ришелье) с чтением произведений Гоголя. В программе  также принял участие  Д.С. Мережковский

Июнь, 21 – Зарецкий из Праги сообщает, что у него нет денег на отправку в Париж материалов Р.-ва, экспонировавшихся на выставке «Рисунки русских писателей». Вскоре финансовую поддержку оказал В.В. Перемиловский

Июнь, 24 – на ежегодном вечере «День русской культуры», посвященном 125-летию со дня рождения Гоголя, Р. прочел фрагменты произведений классика (Новое русское слово. 1934. № 7818)


Июль–Август – ограничение в работе в связи с болезнью глаз. Из письма: «Сейчас мне запрещено писать и читать временно: болят глаза, я подклеиваю и разбираюсь в рукописях» [Письма А.М. Ремизова к В.В. Перемиловскому, 1990, 224]

Июль 9 – Р. составляет роспись публикаций новых рассказов из продолжения повести «Оля» с указаниями разночтений печатных редакций [Письма А.М. Ремизова к В.В. Перемиловскому, 1990, 224–225]

Июль, 16 – С.П. Ремизовой-Довгелло в одном из писем их общей с Р.-м  корреспондентке описывала обстоятельства жизни: «Мы, находясь на краю гибели, придумали сделать беспроигрышную лотерею. Ал. Мих.  сделал 3 рукописных альбома-книжки с рисунками и 97 рисунков, он теперь хорошо и свободно рисует. И вот сделали 100 билетов, каждый билет по 10 fr.  Каждый, взявший билет, подучит непременно или рисунок, илии, кому повезет, альбом. Альбомы эти продаются на вечерах по 100 fr., а рисунки по 10 fr. Так что лотерея для нас невыгодная, но мы, чтобы не погибнуть, ничего не жалеем. Вы знаете, наверное, что книги издаются за свой счет, т.е. сам автор платит за издание. У Ал. Мих. лежит 4 неизданных книги. Из газет можно печатать только в "Послед. Нов.", но очень редко, в прошлом году Ал. Мих. за год получил 4000 fr., а за квартиру мы платим 700 fr., иначе не найти. У меня раньше были уроки, теперь всего лишились и кроме лекций в субботу я ничего не имею. Я читаю один раз в неделю, и за лекцию платят 100 фрс.<sic!>» [The Letters of A. Remizov to A. Tyrkova-Williams, 1994, 268]

Июль, 20 – Р. предоставляет В.В. Перемиловскому право использовать часть материалов (альбомы с графикой), задержавшихся в Праге у Н.В. Зарецкого, после закрытия выставки «Рисунки русских писателей», для создания экспозиции в Моравска-Тршебове


Август

в Русской гимназии Моравска-Тршебове открылась экспозиция рисунков Р.-ва, организованная В.Н. Перемиловским. См. описание экспозиции, составленное Р.-вым со слов устроителя в заметке «Рисунки писателей»: «В учительскую – самую большую комнату в гимназии снесли все классные доски, поставили их в линию с небольшими интервалами и закрыли девятью черными одеялами, – так получился экран. Два огромных стола должны были принять альбомы, которые не уместятся на экране. Из женского барака нанесли все, какие там были, горшки с цветами и зеленью. Сверху экрана спускался золоченый шнурок собственной позолоты, на высоте глаз шнурок обхватывал альбом петлей и спускался, оттягиваемый кистью рябины. На экране были таким образом подвешены: "Взвихренная Русь", "Посолонь", "Сказки". В пролетах между досками экрана были подвешены отдельные листы – портреты Гумилева и В.В. Перемиловского, четыре письма скорописью и грамоты. Параллельно экрану на широком лакированном столе были разложены все остальные альбомы, крепленные, чтобы их не возили по всему столу и не трепали: от одного края к другому было протянуто двенадцать шнуров, которые петлей обхватывали по два альбома – один для этой стороны, другой для той. За два дня выставки посетителей перебывало семьдесят; лупами очень пользовались...» [Русский очаг (Париж). 1934. № 3. С. 1: см. также: Ремизов. Т. 14. С. 195–197]. Выставка Перемиловского продлилась до октября;

– в письмах  к Пьеру Паскалю (P. Pascal) Р. запрашивает материалы о русском расколе из библиотеки Сорбонны


Сентябрь, первая декада

– Р. не в состоянии работать из-за заболевания вен;

– С.П. Ремизова-Довгелло через З.Н. Гиппиус искала возможностей опубликовать ее «Записки» в варшавском  журнале «Меч». Несомненно, речь шла о ее дневниковых записях и воспоминаниях, касающихся революционной молодости, связанной с партией с.-р. Уже 26 сентября Гиппиус в ответном письме сообщила о том, что она и Д.С. Мережковский вышли из редакции журнала и содействовать такой публикации не могут [Письма З.Н. Гиппиус, 2021, 489]


Октябрь – на франц. яз. опубликован рассказ Р.-ва «Сережа» (роман «Взвихренная Русь») в переводе С.П. Ремизовой-Довгелло (Hippocrate. № 10) – первый из известных переводов, принятых к публикации во французской периодической печати

Октябрь, 4 – Гомолицкий из Варшавы делится своими планами в связи с изменением формата журнала «Меч» в газету: «…мне пришла мысль начать издавать боевые тетради, открыто боевые, ничего не боясь, продолжая и продолжая делать "движение воды". Тут была бы свобода, несвязанность с прошлым в смысле людей новых, имена которых не давали бы повода к разного рода предубеждениям. Из Варшавы – один я и со всего света – молодежь, которую я подобрал бы себе идейно. В Ревеле есть Иваск, с которым я списываюсь, есть и в Праге. Самое трудное место – Париж. И вот к Вам обращаюсь, Алексей Михайлович, не видите ли Вы кого из молодежи, с кем бы можно было мне сговориться. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что есть кто-то в поле Вашего зрения, кто там в Париже в тени, а здесь мог бы на виду стоять. Вас лично боюсь просить, зная, что Вам трудно, но Вы единственный, к кому бы потянулась отовсюду лит<ературная> молодежь, потому что имя Ваше одно живое имя в эмиграции. Живее живых. Вы знаете по статьям моим, что это мое горячее убеждение – потому и делюсь с Вами всеми своими замыслами» [Гомолицкий, 2011, 546]

Октябрь 18 – в письме сотруднику «Последних Новостей» А.Ф. Ступницкому Р. адресовал просьбу: «Хотел лично попросить Вас, но в Последних новостях я больше не бываю. Я слышал о бридже: его устраивают для группы писателей Ельяшевич и Михельсон, – нельзя ли  при Вашем содействии включить меня в число получающих.  Денег  – ничего и прошедший тэрм не оплачен» [Amherst, возможно, письмо не было отправлено]

Октябрь, 20 – Р.-вы  принимают у себя П. Паскаля с женой


Ноябрь, 26

– председатель Союза деятелей русского искусства в Париже С.В. Жуковский в письме Р. обращается с просьбой написать текст поздравительного адреса, подготовленного к юбилейному концерту композитора А.Т. Гречанинова (намечен на 30 ноября) «Вашим изумительным искусством» [Amherst];

– Р.  направляет Ф. Либу (F. Lieb) письмо с предложением продать ему альбом, содержащий рисунки и рукопись Андрея Белого  (доверенность А.М. Ремизову от Б.Н. Бугаеева), собранные в альбом, с предисловием и в оформлении писателя, а также  отдельный рисунок Белого, подаренный супругам Ремизовым на Новый год (1922). Все материалы оценивались в   300 франков. Срочная продажа была вызвана необходимостью покрыть денежный долг, возникший при очередной оплате съемной квартиры


Декабрь, 13 – состоялась передача Ф. Либу альбома «Андрей Белый» (в реестре писателя № 100). В 1934 г., в год смерти одного из ярчайших представителей русской литературы XX века, этот уникум, поступивший в коллекцию швейцарского богослова и собирателя, приобрел ценность мемориального артефакта [Поляков, 2017]


 
Назад На главную