© Е.Р. Обатнина, © Е.Е. Вахненко
Хроника жизни и творчества А.М. Ремизова
1931 |
|
Адрес: 3 bis Av. J.B. Clément Boulogne s/Seine, Paris
|
|
Круг общения, переписка: Л.И. Шестов, Б.П. Вышеславцев, Н.А. Бердяев, М.А. Осоргин, Б.К. Зайцев, З.Н. Гиппиус, Т.И. Манухина, В.В. Перемиловский, М.Л. Слоним, Б.Б. Сосинский, В.С. Варшавский, К.В. Мочульский, В.В. Диксон, Г.В. Адамович, А.Л. Бем, Н.Л. Слонимский, Н.А. Оцуп
|
|
Творческая работа: книга «Образ Николая Чудотворца: Алатырь – камень русской веры» (Париж: YMCA Press, 1931), цикл «Русские легенды», роман «Учитель музыки», продолжение повести «Оля» (глава «Голова львова»), «Нигерские сказки», легенда о «Соломоне пи Китоврасе», рукописный альбом «Памяти Блока», цикл «Щуп и цапля»
|
|
|
Январь, 13 – на ежегодном «Балу прессы» Р. выступил с чтением своих произведений. В программе приняли участие также А.И. Куприн, И.С. Лукаш, С. Черный и М.А. Струве. Ремизова сопровождал В.Л. Андреев. Накануне вечера в письме к генеральному секретарю Союза русских писателей и журналистов В.Ф. Зеелеру Р. просил о бесплатных билетах на «бал» также и для других членов литературной группы «Кочевье» – Б. Поплавскому, В. Варшавскому и Болдыреву-Шкотту
Январь, 22 – в Ленинграде умер П.Е. Щеголев. Очерк Р.-ва, посвященный памяти друга, опубликован 29 января в «Последних новостях» (№ 3599)
Январь, 30 – На заседании общества «Зеленая Лампа» был прочтен доклад Г.П. Федотова «Защита свободы (О настроениях молодежи)». В прениях выступили З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, П.Н. Милюков, Н.А. Оцуп, В.С. Варшавский и Ю.А. Ширинский-Шихматов. Р.-вы собирались, но не присутствовали. В Париже свирепствовал грипп
|
|
Февраль, 3 – М.Л. Слоним сообщает Р.-ву о формировании первого номера «Новой газеты», в котором предполагается анонимная рубрика Р.-ва «Щуп и цапля» и его статья
Февраль, 15 – в журнале «Воля России» опубликована глава из повести «Учитель музыки» (№ 1/2).
Февраль, 23 – в письме П.П. Сувчинскому отказывается от билетов на концерт И.Ф. Стравинского по причине сердечного недомогания
Февраль, 24
– Р. откликается на приглашение Дона-Аминадо сотрудничать в образованном в Париже «новом» журнале «Сатирикон»;
– получено письмо от Д.С. Мережковского: «Дорогой Алексей Михайлович! <…> Я недавно прочел Ваши книги "Зга" и "По карнизам" с большим интересом и сочувствием. Вы плаваете в той же глубокой воде, что и В.В. Розанов, увы, эти воды доступны немногим. Вы чувствуете реальность и личность Зла, которую так немногие чувствуют <…> Искренне Ваш, Дмитрий Мережковский» [Цит. по: Письма З.Н. Гиппиус, 2021, 482]
Февраль, конец – получает официальное приглашение на чествование 1 марта 10-летия редакторства П.Н. Милюкова в газете «Последние новости»
|
|
Март, 2 – в комментариях к рукописи книги «Образ Николая Чудотворца. Алатырь – камень русской веры» (Париж: YMCA Press, 1931), завершенных в этот день, Р. сформулировал кредо своего творчества: «То, что пишется, пишется не для кого и для чего, а только для самого того, что пишется» (С. 90)
Март, 12 – в газете «Последние новости» размещена заметка о выходе в Париже первого номера двухнедельника литературы и искусства «Новая газета» под редакцией М.Л. Слонима, в программной статье обозначившего цель издания: «сблизить эмигрантских читателей и писателей и самих писателей между собой»; «продолжать за рубежом истинные традиции русской литературы» (С. <Слоним М. Л.>. 12 марта. № 641)
Март, 18 – директор издательства YMCA-Press П.Ф. Андерсен письмом сообщил Ремизову о невозможности отпечатать для книги «Образ Николая Чудотворца» художественную обложку авторского исполнения и отправил издательский образец [Ремизов и YMCA-Press, 2005/2006, 295]
Март, не позднее 23 – вышла из печати книга «Образ Николая Чудотворца: Алатырь – камень русской веры»; издательство завершило рассылку экземпляров [Ремизов и YMCA-Press, 2005/2006, 295]
Март, 24 – Р. приобретает за 48 франков воспоминания Г. Чулкова «Годы странствий», страницы которых, в частности, посвящены его персоне (М.: Федерация, 1930)
Март, 31 – в парижском зале отеля «Лютеция» состоялся вечер чтения Р.-ва. В программе – фрагменты из новой повести, рассказа «Три желания», византийской легенды, а также сказки Л. Толстого «Три старца» и отрывков из произведений Гоголя
|
|
Апрель, 5 – Д.С. Мережковский получил официальное письмо из Белграда, касающееся, в том числе и Р.-ва, в котором сообщалось о сокращении вспомоществований от правительства Сербии, утвержденных в 1928 г. по инициативе Президента Сербской Академии наук А. Белича для знаменитых и престарелых русских писателей-эмигрантов
Апрель, 11 – Н.К. Метнер в письме уточняет время встречи у писателя на домашнем чтении
Апрель, 20 – Н.Л. Слонимский сообщает Р.-ву, что нашел американского мецената русского происхождения М.Г. Каролика, готового оказать писателю финансовую помощь
|
|
Май, 1 – В. Ховин присылает Р.-ву первый номер нового журнала «Кино» под его редакцией, с предложением к участию
|
|
Июнь – в Пятой книге журнала «Числа» опубликована анкета под названием «Для кого писать», адресованная известным литераторам. Р. воспроизвел свой лаконичный ответ, уже сформулированный им в комментариях к книге «Образ Николая Чудотворца» (см.: Март, 2). М.А. Осоргин оформил свой ответ на анкету в виде осудительной реакции на авторскую позицию Р.-ва, негативно охарактеризовав основные проявления художественной прозы писателя: «Уважение к правам читателя, а впрочем, и простой здравый смысл, требуют от писателя быть как можно более понятным и, скажем, удобочитаемым. В сущности внятность, иначе – простота письма есть единственный обязательный закон искусства, и именно потому, что художник творит для других; что он творит – как говорится – "для себя", должно и оставаться для него, в его лаборатории. Основной недостаток А. Ремизова в том, что творимое "для себя" он пускает на рынок: свои "сны", все кислоты и щелочи своей мастерской. Непростота и невнятица законны и могут оправдываться только тогда, когда художественная совесть не может их преодолеть, когда иначе мысль или образ не могут быть воспроизведены, – а совсем не тогда, когда именно верхом на них желает художник выехать на площадь и именно в них видит "завоевание искусства". Непрост и невнятен тот, кто или пожалел выбросить свою невнятицу или попросту не умеет писать просто и внятно (так обычно и бывает). Но это не оправдание; нужно учиться!» (Цит. по: Числа. 1931. № 5. С. 283–284)
Июнь, 6 – согласно анонсам газеты «Последние новости» Р. на вечере, посвященном «Дню Русской Культуры», прочел «Слово о Достоевском ‒ "Огненная память"», а также отрывки из сочинений этого классика русской литературы (31 мая. № 3721; 5 июня. № 3726)
Июнь, 8, 10, 15, 21 – В помещении парижского театра «Théâtre de l' Atelier» труппа «Театра Михаила Чехова» играла пьесу Юхана Хенинга Бергера «Потоп» с участием руководителя. По сообщениям прессы Р. присутствовал на одном из спектаклей
Июнь, 19 – из анонимной заметки «Чествование проф. Ж. Легра»: «…после экзамена, в Сорбонне состоялось чествование уходящего в отставку профессора русской литературы Ж. Легра. Группа настоящих и бывших учеников, в числе которых военный атташе в Москве Донзо и археолог луврского музея Гершельман, поднесла проф. Легра художественно исполненный и переписанный старинной скорописью А.М. Ремизовым адрес, который прочитала слушательница Сорбонны В.Э. Столярова. / – В своих занятиях с нами, – писали ученики Ж. Легра, – вы старались раскрыть нам тайны русского языка и дать нам возможность постичь его красоты. Вы учили нас терпению, упорному труду, которые одни могут привести к совершенному познанию чужого языка <…> Тронутый приветствием своих учеников, Ж. Легра отвечал краткой речью» (Последние новости. 1931. 23 июня. № 5569)
|
|
Июль, 14 – в письме В.В. Перемиловскому Ремизов констатирует положение писателя-эмигранта на парижском книжном рынке и собственном решении проблемы выживания: «Сейчас такое положение: чтобы издать книгу, надо внести деньги, иначе никакая фирма не соглашается, т<о> е<сть> дать 6–10.000 frs. За очень редким исключением так и издаются книги. У нас нет денег и я перехожу в первобытное состояние, т<о> е<сть> в 1921 год. В Петербурге мы издавали свои книги в единственном экземпляре (к великому удовольствию библиофилов). Книга стоила 5.000 руб<лей>, т<о> е<сть> 1 фунт хлеба. И я затеял издавать книги, как в 1921, в единственном экземпляре. Продать здесь трудно, но все равно, чтобы как-то заявить о своем существовании» [Письма Перемиловскому, 1990, 216]
Июль, 26 – И.И. Манухин и Т.И. Манухина как сотрудники редакции газеты «Последние новости» пытаются содействовать публикации ремизовских рассказов из романа «Учитель музыки». В письме супругам Манухина советовала обратиться непосредственно к главному редактору П.Н. Милюкову – «написать Пав<лу> Ник<олаевичу> совсем откровенно, что Вам сейчас трудно. Пав<ел> Ник<олаевич> очень "понимает" такой довод и вообще он гораздо отзывчивее и добрее, чем кажется. Ваше последнее письмо с предложением напечатать "Воздушный океан" в ближайшее воскресенье Пав<ел> Ник<олаевич> понял, конечно, по сути его, но форма вызвала недоумение. Сердечно рады, если и с рождеств<енским> номером, Бог даст, устроится» [Цит. по: Письма З.Н. Гиппиус, 2021, 485]
|
|
Сентябрь, 15 – в газете «Последние новости» опубликована заметка «Прощальное слово Ремизова Блоку» за подписью К. Мочульского, в реальности написанная Р.-вым. Заметка посвящалась «изданию» журналом «Числа» рукописного альбома Ремизова «Памяти А. Блока» с рисунками писателя – Remisoff A. La Russie sous la rafale I. A la memoire <sic!> d' Alexandre Blok. 47 dessins en blanc et en couleurs pour illustrer le poeme <sic!> «Les douze». Textes russe, français et allemand. Éditions Tchisla. Paris, 1931. Exemplaire unique [Обатнина, 2022]
|
|
Октябрь, 12 – получено письмо от Н.В. Зарецкого, который сообщал о намерении организовать в Праге выставку «Рисунки русских писателей», приглашая писателя к участию. Здесь же Зарецкий упомянул об организации в Праге кружка «Опавшие листья», посвященного личности и творчеству В.В. Розанова, и просит Р.-ва стать Почетным председателем этого объединения
|
|
Ноябрь, 1 – Р. выступил с чтением фрагмента из повести Гоголя «Вий» на вечере Дон-Аминадо. Во время выступления А.Н. Бенуа сделал портретный набросок писателя на письме Дона-Аминадо с приглашением от 29 октября 1931 г. В программе вечера также приняли участие: М.А. Алданов, А.А. Алехин, С. Черный, А.Н. Бенуа, Л. Питоева, Мих. Чехов, Ф.И. Шаляпин и др.
Ноябрь, 27 – Л. Шестов пригласил Р.-вых познакомиться с Фредериком Лефевром (Lefevre), сотрудником еженедельной газеты «Nouvelles littéraires», который специализировался на публикациях интервью с известными литераторами
|
|
Декабрь, 17 – в Русском клубе Русского Студенческого Религиозного Движения (10, Bd. de Montparnasse) Р. прочел «Старосветских помещиков» Гоголя
Декабрь, 18 – на открывшейся в этот день выставке писателей-художников, организованной журналом «Числа» в галерее «L'Époque», Ремизов выставляет свои рисунки (в частности, афишу «Паришь в рукахъ нашыхъ!», альбом «Памяти А. Блока», рисунки к книге «Посолонь», к произведениям Гоголя, портрет В.В. Розанова). Ср. заметку одного из организаторов экспозиции – Н.А. Оцупа: «После летнего перерыва группа "Чисел" устроила большую выставку писателей-художников, открытую 18 декабря председателем союза французских писателей. В организации выставки группе "Чисел" помог ли частные коллекционеры, в особенности Edouard Champion, один из крупнейших в мире собирателей манускриптов и рисунков писателей. Он, Léouzon le Duc <sic!>, J. Monod и другие предоставили «Числам» ценнейшие экземпляры своих коллекций. Выставка продлилась до 10 января 1932 года. Выставлены были рисунки, гуаши, акварели, литографии, гравюры и картины французских и русских писателей от Гюго и Жуковского до Ремизова, Валери и других» [Н. О. <Н.А. Оцуп>, 1931, С. 253–254]
Декабрь, 19 – Р. произнес вступительное слово на вечере, посвященном памяти Достоевского, состоявшемся в театральном зале при американской церкви (65, Quai d'Orsay). Вечер организован Союзом деятелей русского искусства. Среди выступающих артистов – Е. Рощина-Инсарова (Последние новости. 1931. 15 декабря. № 3919)
|
|
|
|
|
|