<Автобиография>

Источник: Литературная Россия:
Сб. современной русской прозы. М.: Новые вехи, 1924. Вып. 1. С. 27–35.

1

Алексей Ремизов родился 24/VI (7/VII) 1877 г. в Москве.

 

Фамилия моя происходит от колядной*) птицы ремеза, а не от глагола.

Оттого, должно быть, что родился я в Купальскую ночь, когда в полночь цветет папоротник, и вся нечисть лесная и водяная собирается в купальский хоровод и бывает особенно буйна и громка, я почувствовал в себе глаз на этих лесных и водяных духов, и две книги мои

____________________

*) О которой в колядах, древних святочных песнях, сложен стих.

27
_____________________

П о с о л о н ь  и  К  М о р ю  О к е а н у  в сущности рассказы о знакомых и приятелях моих из мира невидимого ‒ «чертячьего».

Глаз мой, обращенный к таинственному в жизни природы, открыл мне таинственное же и волшебное в жизни человеческой ‒ так вышла книга рассказов Зга*).

А проникнув еще глубже, этот глаз мой вывел меня за дневную явь в мир сновидений ‒ в пространство многомерное, ‒ так вышла книга снов  Б е д о в а я  д о л я.

*) Зга ‒ слово санскритское, означает «тропка».

2

Назвали меня Алексеем, именем Алексея божия человека ‒ странника римского. И вот нечаянно и негаданно судьба дала мне в руки посох, и в ранней молодости странствие выпало мне на долю. В книге  Э м а л и о л ь собраны рассказы из тюремной жизни и ссылки ‒ наблюдения страннических лет.

В книге моей  О г н е н н а я  Р о с с и я  я сказал мое погребальное слово старой отшедшей России, благословляя подымающуюся на месте разрушенном новую Россию.

В книге  Р у с с к и е  ж е н щ и н ы  представил сказками образ женской России ‒ матери, сестры, невесты ‒ сорок и три образа.

В книге Н и к о л и н ы  п р и т ч и  рассказал в легендах о русской вере в русского народного бога ‒ Николу.

28
_____________________

В книге  Д о к у к а  и  б а л а г у р ь е  выразил в сказках народную мудрость и юмор.

 

3

Воспитание получил я строго-религиозное, и это дало мне возможность узнать близко всю обрядовую сторону русского православия, а хождение по монастырям «на богомолье» ‒ быт монастырский и душу народной веры, сказавшуюся в отреченных (не канонических) легендах.

Так вышла моя книга  С т р а д ы  м и р а  и  Р у с с к и е  п о в е с т и  ‒ книга Золотых легенд о страстях, богоматери, праздниках ‒ книга самоцветного света веры и мудрости. К этой книге примыкает  Т р а в а - м у р а в а ‒ легенды цареградские. А из бытовых ‒ повесть  Б е с п р и ю т н а я.

4

Учился я в Московском университете на естественном отделении физико-математического факультета и одновременно слушал курс экономических наук (политическую экономию, финансовое право).

Философию начал изучать еще в школе.

Как память пристрастия моего философского, осталось слово мое  о т  с л о в  Г е р а к л и т а  Е ф е с с к о г о (входит в книгу «Огненная Россия») и перевод книги  Л е к л е р а ‒ «К  м о н и с т и ч е с к о й  г н о с е о л о г и и».

29
_____________________

Наукам археологическим научила меня жена моя С. П. Ремизова, урожденная Довгелло, и это дало мне возможность написать книгу  Р о с с и я  в  п и с ь м е н а х, в которой затеял я представить Россию по обрывкам и осколкам ее памятников.

И это не историческое ученое сочинение, а новая форма повести, где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия ‒ века.

5

С детства пристрастился я к театру.

Религиозные процессии ‒ крестные ходы ‒ большое архиерейское служение представляли зрелище большого всенародного действа.

А в закрытом театре начал с балета и очень понравилось. А уж потом проник к драме и особенно поразил меня Шекспир.

Греческий театр и средневековый были любимыми книгами.

Так вышли три мои действа, в основу которых положена песенная легенда. Эти три действа надо рассматривать неразрывно, как одно большое действо:  Б е с о в с к о е  д е й с т в о  ‒ начало хаотическое,  Т р а г е д и я  о  И у д е ‒ начало человеческое, и  Е г о р и й  Х р а б р ы й ‒ начало хоровое.

Отдельно от этого тройного действа стоит  Ц а р ь  М а к с и м и л и а н  ‒ театр, написанный по записям

30
_____________________

народных представлений «Царя Максимилиана» и по форме своей единственный.

Увлечение балетом внушило мне большое музыкально-плясовое действо ‒ р у с а л и ю. Так произошли три русалии:  А л а л е й  и  Л е й л а,  Я с н я, Г о р и - Ц в е т.

Театром всегда интересовался. Перевел несколько пьес: Метерлинка, Рашильд, Андре Жида, Иоганна Шляфа, Граббе, Стриндберга.

Первая изданная книга моя ‒ перевод мой: А. Роде «Гауптман и Ницше». Москва, 1902.

В период 1918‒1921 гг. служил в Театральном Отделе в Петербурге по репертуару.

Итог моей службы ‒ книга  К р а ш е н ы е  р ы л а.

6

Происхождение мое самое буржуазное: из богатой купеческой семьи и по отцу и по матери. Оба московские. Но благами богатой буржуазной семьи не суждено мне было пользоваться. По всяким семейным обстоятельствам ‒ и отец умер рано, и семья была большая ‒ жизнь поддерживалась на благотворительность, и с ранних лет самостоятельно я начал свою жизнь.

Раннее детство мое прошло около фабрики в кругу фабричных и просто бродячих, так называемых, уличных мальчишек, к которым и я принадлежал.

Я был самый младший.

31
_____________________

Многие из тогдашних товарищей моих рано погибли. Меня оберегла*) книга.

На улице загорелись первые весенние мои думы с мечтой о спасении человечества и о мировом взрыве.

Жгучую память сохраняю о Достоевском ‒ первой прочитанной книге, которому посвящено в книге моей «Огненная Россия» огненное слово.

Любимыми писателями, которых читал всегда, назову умершего в 1919 г. в России русского философа В. В. Розанова и ныне живущего в Париже Льва Шестова.

Московский фабричный и уличный быт дал материал для моего романа  П р у д. А скитания по провинциальным глухим городам России помогли написать мне роман  Ч а с ы, П я т у ю  я з в у  и  П о в е с т ь  о И. С. С т р а т и л а т о в е  (Н е у ё м н ы й  б у б е н).

Петербург представлен в романе  К р е с т о в ы е  с е с т р ы. Из петербургской жизни и повесть К о р я в к а  и  Гл а г о л и ц а  и ненапечатанный еще роман  Р о в  л ь в и н ы й.

«Ров львиный» замыкает предыдущие романы ‒ «Пруд», «Часы», «Крестовые сестры», «Пятая язва», как «Действо о Егории Храбром» разрешает два первые действа «Бесовское действо» и «Трагедия о Иуде».

К разрешающим примыкает и книга рассказов о свете человеческом Вереница.

***

____________________

*) от слова «оберег» ‒ заговор, заклятие.

32
_____________________

В романах основной вопрос о судьбе, о человеке и о мире: о человеке к человеку и о человеке к миру.

‒ Что есть человек человеку?

‒ Человек человеку бревно, стена ‒ человек человеку подлец ‒ человек человеку дух-утешитель.

‒ Человек в вечном круге хорового мира, вечная борьба человека с мировым хором за свой голос и действие.

‒ А над всем как судьба какая.

Способ описания душевных движений ‒ трагический ‒ хоровой.

Отдельно стоит повесть моя ‒  В  п о л е  Б л а к и т н о м ‒ первая часть большого повествования о душе трагической, вторая часть ‒ Д о л я.

***

Революция 1905 г. выражена в повести  П е т у ш о к  и в книге рассказов 1905 год.

Канун великой русской революции в книге  М а р а. А революционный период с 1917‒1921 г. ‒ в летописной повести моей ‒  В с е о б щ е е  в о с с т а н и е. В р е м е н н и к А л е к с е я  Р е м и з о в а, 1 9 1 7 ‒ 1 9 2 1, который печатался в Русском журнале «Эпопея», изд. Геликон, Берлин, 1922 г., в книге рассказов ‒  Ш у м ы  г о р о д а  и  в  п а м я т и  п е т е р б у р г с к о й  А х р у*).

_____________________

*) Слово подлинное обезьянье, означает «огонь».

33
_____________________

Великая русская революция 1917 г.

революция, как пробуждение человека в жестоком дне жизни,

революция, как семенной весенний вихрь,

революция, как суд человека над человеком,

революция, как пожелания человека человеку.

‒ Переделать жизнь по новому! ‒ вот клич революции.

В эти годы в России возникало много больших мировых задач ‒ ведь никогда, кажется, так ярко не горела мечта человека о свободном человеческом царстве на земле, как в России в эти годы.

А красна революция не судом. Красна революция озарением (пафосом) и пожеланиями.

Мне пришло на мысль выразить русским голосом (самым в мире свободным по мечте своей) голос народов всего мира и, главным образом, народов отверженных, «диких» или затесненных, обиженных, или погибающих, или совсем погибших.

Пусть прозвучит по-русски их заветное на всеобщем суде!

Вроде как на старинных фресках, сохранившихся в старых русских соборах, в «Страшном суде», когда олицетворенные выходят целые страны и народы и говорят о себе ‒ обыкновенно из уст ленточка и надпись на ней: свое последнее слово.

Мне удалось положить пока лишь маленькие камушки ‒  с к а з  с и б и р с к и й,  с к а з  к а в к а з с к и й

34
_____________________

с к а з  т и б е т с к и й,  с к а з  з ы р я н с к и й  и  с к а з  к а б и л ь с к и й, над которым тружусь.

***

Печататься я начал с 1902 года.

В 1902 году издан мой перевод о Гауптмане и Ницше, свои же книги начал издавать с 1908 г.

С 1908 по 1920 г. издано было в России 36 моих книг и 5 переводных ‒ и все эти книги разошлись.

В новой редакции «шарлоттенбургской» и систематизированные издаются теперь понемногу в Германии.

В конце лета 1921 г. по невыносимой головной боли, от которой последний год петербургский много мучился, вынужден был временно уехать из России.

Пользуясь гостеприимством Германии, поселился я в Шарлоттенбурге на Церковной улице, продолжаю начатые в России работы ‒ голова успокоилась, ‒ и учусь у великой германской культуры, давшей столько миру, и особенно России, в науке, в искусстве, в примере  т р у д а  и в бережении культуры.

35
_____________________

 
Назад Творческое наследие На главную