А. М. Ремизов о своей «Русалии»

Музыка. Еженедельник. М., 1915. № 217 (4 апреля). С. 226. [В разделе «Серди печати»].

– О содержании русалии «Алалей и Лейла», – говорит А. М. Ремизов в «Биржевых», – говорить, по-моему, рано еще: ведь музыка не сочинена! Будет музыка, можно будет обо всем рассказать – и какое действие, и кто действует. С покойным Анатолием Константиновичем Лядовым зарок у нас был положен: пока ноты не написаны, ни гу-гу! И все мы, собиравшиеся на наши таинственные совещания на Дворцовую ли набережную к М. И. Терещенко, на Подъяческую ли голубятню к А. Я. Головину, не много, не мало – три года держали язык за зубами. Уж на что А. И. Зилоти, уж как близко принимал к сердцу судьбу нашей русалии, а спросит, бывало, – так, бывало, только глазами ему ответишь.

Могу вот очем сказать вам: что такое русалия и откуда пошла она. Русалиями в нашу седую старину, языческую, назывались религиозные обряды, приуроченные к определенным срокам, посолонным. Эти самые обряды справлялись народом, ну, как у нас теперь Рождество либо Пасха. С водворением же на Руси веры христианской, когда все боги идольские разошлись куда-то неизвестно, как от креста бесы, а частью попали к ребятишкам на игрушки, обряд русальный превратился в мирское игрище-гульбище с пляской в первую голову. И стала русалия плясовым музыкальным действом, а разыгрывалась она «людьми веселыми», – скоморохами, а потворствовал ей там, за нашими глазами темными, некий Алазивон, князь, конечно, бесовский.

Такое указание нашел я в одном из слов св. Нифонта в книге, называемой «Измарагд».

И вот, когда задумался я, каким именем именовать балет Лядова на мое слово, то лучшего ничего не нашел, как назвать по-старине нашей из старинной русской – «Русалией».

 
Назад Творческое наследие На главную