Письмо из Киева: Киевский художественно-промышленный и научный музей   

Источник: Весы. 1905. № 2. С. 41–42

Когда проходишь мимо знаменитых святынь города, испытываешь какое-то особенное чувство: кажется, каждый камешек, каждое деревцо, ветер – все это говорит-рассказывает своим тайным, едва внятным голосом, и с трепетом осматриваешься вокруг и стоишь бесконечно, обращенный к Началу и Первому... И вдруг проваливаешься в действительность... И бежал бы от нее, да не убежишь никуда. Нет, кажется, ни одного памятника, над которым не производилась бы так называемая реставрация. Всюду торчат леса, висят-колышутся корзиночки с малярами и штукатурами.

Леса, маляры, штукатуры... А им что? – им "велят"... А кто это велит?

Вот рушат или забеливают целые стены с древними фресками, прорубают окна чтобы посветлее было, малюют удивительныевиды на месте старинных поблекших изображений, не знавших над собой поднукивающего заказа, чтобы для глаза милее сделать.

Софийский собор, Великая церковь Успения в Лавре и многое, многое уже припечатано печатью улицы.

И там, где некогда "роса показа место" и падал огненный дождь, и в сумерки тянулись неизвестно откуда обозы с камнями, и какие-то странные люди подгоняли странных коней, теперь с шипом несутся трамваи, и кричит промышленность наперекор переливному чудному звону печерских колоколов...

Или все это должно погибнуть?..

Открытие музея древностей и искусств, несуразно переименованного в "художественно-промышленный", дает некоторую надежду, что так не оставят, предпримут что-нибудь, чтобы на ваших глазах не творилось это безобразие и кощунство, при виде которого от бессилия просто кричать хочется...

Киевскому музею представляется важная роль сосредоточить под своим кровом драгоценные памятники Южно-Русской ста-

41
_____________________________

рины – богатства своеобразной Украйны. Так смотрит на дело и директор музея Н. Ф. Беляшевский. И это очень счастливо, потому что у нас – к стыду нашему – такая редкость любовь и заботливость к родной старине.

Зал областного отдела истории и этнографии останавливает внимание. Тут среди портретов гетманов и польских вельмож выделяется любопытный портрет Самозванца. Интересна часть картины: "Страшный суд" с надписями грехов у каждого мытарства. Большое собрание крестов, риз, серебряных подвесков под иконы, икон... А какие ковры, вóздухи, пояса... Мечтал о судьбе русской женщины: какая она была краивая...

Следующий зал посвящен Востоку. Среди японских и китайских вещей интересны амулеты из царских гробниц.

Затем богатый археологический отдел и, наконец, картинная галлерея, украшением которой является картина Гойи: "Одалиска" (дар Б. Н. Ханенко), акварели и рисунки М. А. Врубеля, пожертвованные А. Н. Терещенко. Акварели представляют ряд эскизов, предназначавшихся в свое время для собора св. Владимира. Тут имеются: четыре варианта "Надгробного плача", два эскиза "Воскресения", "Ангел"; кроме того, две вещицы: – "В концерте" и "Натурщица".

При музее собирается библиотека.

А. Ремизов

42
_____________________________

 
Назад Творческое наследие На главную