Нам пишут из Петербурга

<Без подписи>

Источник: Весы. 1905. № 2. С. 75.

Нам пишут из Петербурга. Последний «Вечер Современной музыки» начался сонатой si-majeur Виктора Врёльса для скрипки и фортепиано, удивляющей контрастом своих I и III части со II. Соната, может быть, в чисто музыкальном смысле и есть произведение цельное, но, предъявляя бо́льшие требованья, вы изнываете от этих безжизненных animé I и III части: точно трава растет. Огромное количество звуков и только; на них вы не откликнетесь. Зато какая красота II ч. сонаты! Уже начало ее зачаровывает, вас захватывает эта истома восторга. Чернозеленое море, с дрожащими зигзагами лунного отблеска, дыхание апрельской ночи, ‒ тридесятое царство вечной юности и вечной красоты. «То к неземному земные ступени». ‒ Но истинной приманкой Вечера была соната Макса Регера. Что-то богатырское и смелое в этой сонате (Max Reger ‒ Sonate in D, op. 78 für Cellо und Piano-f). Ее первая часть является настоящим откровением; ‒ вернее говоря, это целый ряд моментов откровения, ряд молний в непроглядной тьме. Vivacis-simo ‒ один порыв, одно стремление; чувствуется самый объект стремления, чувствуется приближение к рубежу обетованной земли, и величайшее напряжение разрешается наконец таинством. III часть уже «по ту сторону» и, откровенно говоря, не сравнится с началом. Да это и понятно: человек пробует изложить то, что дается (если только еще дается) почувствовать на один миг. Выходит это холодно, претенциозно и заключается совсем неожиданно. IV часть то же стремление, но уже порядка значительно низшего. Поднявшись, на такую высоту, как I часть и в особенности заключение vivacissimo, трудно на ней удержаться. Во всяком случае, впечатление огромное и размах чуть не Бетховенский.

 
Назад Творческое наследие На главную