Конечно, эти рассказы не для всех.
Не для всех и Ремизов, удивительный, но неоцененный публикой мастер прозы.
Читая рассказы, заключенные в этой, со вкусом изданной книге и появившиеся в журналах и альманахах еще в мирное время, трудно не поддаться этой исключительной магии слова, когда зачастую по канве сумбурного сюжета раскидываются колоритные узоры и картины.
И уже почти не замечаешь сюжета, а отдаешься очарованию прихотливого, всегда неожиданного словесного плетения.
Поистине волшебные рассказы.
В первом же рассказе «Жертва» речь идет о тихом помещичьем гнезде «Благодатном» – и прозвище какое хорошее!
Все идет в усадьбе прекрасно: порядок и довольство.
Семья прекрасная, хозяин хохотун и рассказчик.
Но у него есть странности.
И тут Ремизов овладевает читателем.
В его рассказе гибнет чуть ли не вся семья, гибнет так ни с того, ни с сего; читателю дико и может быть смешно, но тем не менее настроение жути, странности и необычного остается, а это только и нужно автору.
В рассказе «Чертыханец» тоже все как будто благополучно.
Опять усадьба – чаша полная.
Но хозяин любит чертыхаться, и вот на этой детали Ремизов строит свой необычный сюжет.
У Ремизова своеобразно сплетается психологичность Достоевского и быт, сочный, верный, и в то же время по-ремизовски чудной.
Эта чудаковатость, несуразность, таинственная загадочность придает прозе Ремизова колорит острый и яркий, сразу отличаемый с первой же страницы.
Часто, как в рассказе «Чертик» сюжет как будто совсем незначительный: шалость мальчишки озорника, зато этот пустяк дает возможность Ремизову развернуть темный и впечатляющий быт.
Один из самых сильных и доступных широкой публике рассказов, это – «Суд Божий».
Написан он с силой Лескова, а задуман так захватывающе, что переживания монаха Иллариона, начинающего разуверяться в правоте Божьей правды, принимаешь, как личные.
Когда Ремизов творит, не давая чудному исключительной воли, то власть его прозы исключительна.
Ему трудно, конечно, держаться в известных границах, внутренней и внешней формы: виденья и ритмы и самоцветные, не штампованные слова наполняют и соблазняют.