Шигалев Н.

«Табак» Алексея Ремизова. Книжка для курящих

Источник: Весна. 1908. № 4. С. [7–8].

«Табак» Алексея Ремизова

Книжка для курящих.

Обыкновенно книжка, прежде чем сделаться библиографической редкостью, должна многое-многое пережить.

Одна – ужасы конфискации вплоть до сожжения на костре.

Другая – тягость, заточение в душной темнице книжного склада.

Третья – длинный период человеческой сутолоки, времени, разъедающего бумагу и делающих листы темными, желтыми, как осенние листья, грязными, как осенние листья, рваными, как осенние листья…

А эта вот книжечка родилась и сразу безболезненно стала библиографической редкостью, – вундеркинд.

Об ней говорят, ее желают, ее экземпляра нельзя купить и за тысячу рублей, о ней будет писать Сергей Ауслендер в «Эпохе» и Макс Волошин в «Руси». А в «Весне» вот я пишу.

«Что есть табак. Гоносиева повесть».

Экземпляр А. М. Ремизова, Константину Андреевичу Сомову.

Повесть сию написал на святках 1906 года А. Ремизов, рисунки делал К. Сомов, напечатано двадцать пять именных экземпляров».

Книжечка прелюбопытная. Но интерес ее не в содержании, а в форме, в духе, в стиле сказа, в увертливости оборотов, в богатстве языка.

Мы, русские, еще не доросли до понимания русского языка.

А Алексей Ремизов его понимает, любит, холит.

И его старинное монастырское сказание о табаке вещица филигранной чеканки.

Многие суть басни о табаке на соблазн людям написаны. Говорят тако: произростает он из червоточного трупа блудницы, другие же на Иродиаду валят, будто из ее костей ветренных, а третьи совсем несуразное порют, подсовывая корень табачного зелья Арию заушенному, его внутренностям-потрохам смердящим.

И все сие ложно.

Повесть, которую я расскажу вам, любимые мои, поведал мне некий древний старец Гоносий, до полвека лет недвижно и в гробном молчании простоявший дни свои в тесном и скорбном месте у гроба Господня.

Вот что рассказал мне древний старец Гоносий.

Некогда на Судимой горе на самой плеши стоял старый-престарый монастырь. И многое множество монахов и чернецов спасалось на Судимой горе. Были такие старцы, что даже самих себя по имени не знали и, кроме молитвы, ничего не помнили и ни крошки в рот не брали: ни хлеба, ни смоквы, ни финика, и никакого питья не ведали, даже квасу не пили, а питались лишь от благоухания своего, играючи с небесными птицами, зверями и зайцами.

Не раз нападали разбойники и осаждали монастырь, но молитвами честных отцов бывали отбиты, понося урон и в людях и добычею.

Пречудные чудеса творились на плеши и знамения объявлялись разные.

Забирались на плешь шестоноги со львовыми головами и девки с рыбьим хвостом, то подвернется который с шестью собачьими мордами на теле, выстоит всю службу и, благословясь, вместе с богомольцами во-свояси уйдет, то под билом медвеженок с человечьим лицом привязан к вервию спит. А то раз закинули сети, а в сетях вместо рыбы чудо морское: голова, лоб, глаза и брови человечьи, уши тигровы, усы кошачьи, борода козья, рот львовый и на боку жабра, а вместо зубов костяной обод.

Окрестили чудо морское, – при монастыре оставили; ело оно хлеб да молоко, хорошо ело, не жаловалось, а на двор никогда не ходило.

Из-за моря показывалась Гарпия змеехвостая, выползала Медуза мордастоногая, пела Сирин-птица райская и Алконост-птица павлинопышная, утешая святых отшельников своим гласом сладкопесневым.

Залетали и другие птицы красноличные, имущие по паре воловьих голов и естество женское; под благовидным предлогом потоптавшись, несли яички пестрые.

Всякий день и час открывались нетленные мощи, раки коих точили исцеление и недуг врачевали: выходило угодников видимо невидимо во славу Господа.

И стекалось на гору богомольцев и странников, – проткнуться некуда, и такое бывало скопление, хоть топор повесь; захожие дровосеки так свои топоры и вешали, чтобы не пропало.

Лай, рев, крик, мурлыканье, – куроклик, мышеписк, ухозвон, окомиг, – хоть тебе что, угомону не взять.

Огорчало настроение, печалило: придумывал преподобный отец игумен, придумывал, а поделать ничего не могли, сами старцы безымянные посоветывать ничего не могли.

И все шло по стару, как стало.

Был в монастыре один песоподобный монах Саврасий; втерся он в монастырь неведомо откуда, неведомо что сотворив в миру. Ходили слухи, что от юности своей жил он у одного царя за разбоем и много пролил русской крови, но рука из облака вышла ему и повела его на славную плешь в преславный монастырь.

Так ни кожи, ни рожи, высокий и постный, одна челюсть большая, другая поменьше, а нос громадный до невозможности.

И как пришел он в монастырь смирный и незадирчивый и все мощи лобызает, потом могилы копать примется для новопредставленных и все черные работы исполнять, какие в труд человеку кажутся.

Так прожил он многие лета в молчании и борении, впоследствии же времени с благословения игумена заюродствовал, и не единой твари откровения не было, что под видом смиренника поселился в монастыре сам Дьявол.

Этот дьявол научил братию разным пакостям и непотребствам, о которых у Ремизова говорится любовно и подробно.

Но и в описании этих пакостей автор так же искусно держится стиля старинных монастырских сказаний.

6


Липла к нему вся братия, ходили стаями, ища научения, и просили послушания, были рады все исполнить, чего не захотел бы этот Саврасий.

Когда в постный день с постной пищи нападала на всю плешь икота, и икала братия, ни петь, ни читать слова Божия не могши, шли к Саврасию, и Саврасий тростью своею прогонял икоту: выходила она исчадием ада за ворота, сажалась на вратаря Федота, с Федота пересаживалась на Якова, стоящего на стороже, а с Якова под гору – в море.

На могиле срамника Саврасия и вырос табак и старцы начали было его курить и нюхать, но появился ангел и приказал могилу разрыть, а цвет изничтожить без всякого похлебства, да не осквернится дом Божий.

И устрашилась братия и все богомольцы, странники, калики, убогие, сухие, слепцы, хромцы, расслабленные, безногие и, помня себя, с остервенением, ревнуя о Господе, напустилась тут на могилу: могилу разрыла, уды пожгла, но как ни изводила цвет и ни вытравляла корень, не изводился цвет и не вытравлялся корень, – где, в другом месте, и покажется зловонный и цветет и распускает благовоние.

И пошел с тех пор табак от востока до запада, смердя рты, одевая зубы смолой, разводя грех и соблазн, творя дело Дьявола, как первый друг и пособник начинаний дьявольских, – всем грехам пастух.

Цель книжки Алексея Ремизова отнюдь не устрашение курильщиков.

Цель ее, как и мифологических рассказов А. Кондратьева «Белый Козел», о которых будет речь впереди, любование стилем, духом, языком.

И для тех русских, которые умеют говорить по-русски, знают и любят русский язык, большая досада, что «Табак» напечатан только в 25 экземплярах.

7


 
Назад Рецепция современников На главную