<Редько А.М.> 

А.М. Ремизов. Сочинения. Т. III. СПб., 1911

Источник: Русское богатство. 1911. № 10. Отд. 2. С. 154–155.

Алексей Ремизов, автор «Крестовых сестер», о которых нам уже приходилось говорить на страницах «Р<усского> Б<огатства>», тот же и в собрании рассказов. Есть в них описание каторжной тюрьмы. Жестокое, бесчеловечное насилие, насилие, насилие. «Каторжное» насилие. А вот просто жизнь в описании того же г. Ремизова: «Все терпели жизнь, как какое-то наказание, но зачем было терпеть и за что наказаны, – ответа не было, кроме одного: такова судьба, воля Божия, непостижимая уму человека».

Разницы нет между ними – каторжной тюрьмой и жизнью, которую знает г. Ремизов. В его рассказах много и той, и другой: и тюрьмы, и жизни, которые обе с полным правом могут оспаривать честь присоединения эпитета «каторжная». Много и людей, которые осуждены жить между этими равновеликими величинами. Были среди них и такие, что не хотели терпеть жизнь, поверивши в себя и поверивши, что «есть одно средство облегчить свою участь – переделать жизнь, и таким средством представлялась воля, а уж с волей как-то само собой должны были явиться все блага и счастье».

Но, в конечном счёте, «воля» оказалась не столь просто достижимой, и каторжная жизнь справилась в тюрьме и ссылке со стремившимися к «воле», и дала г. Ремизову материал о за-

154


плеванных жизнью людях, которые «волей» хотели исправить жизнь... Тоска, недоумение перед жестокой русской жизнью, да и вообще, пожалуй, перед жизнью – во всех широтах и на всех меридианах, на основании прожитого в достаточно северных русских широтах и на достаточно восточных меридианах... Все это есть в самом тоне рассказов-отрывков... Но вместе с тем и такое гримасничание! И гримасничание, пожалуй, не совсем нарочно, а искренне – нечто вроде «второй натуры». Есть люди, которые ничего не могут рассказать, не придавая рассказываемому оттенка смешного. Ремизов – совершенно в таком же роде – ни о чем не рассказывает, не гримасничая, и, быть может, даже не чувствуя, что рассказываемое производит на сторонних людей впечатление гримас.

Вот предисловие к рассказу «Бедовая доля», необыкновенно характерное для творчества г. Ремизова, с гримасами не к месту, придающими особый характер всему, что выходит из-под пера А. Ремизова: «Предлагая вниманию благосклонного читателя мои перепутанные, пересыпанные глупостями рассказы, считаю долгом предуведомить, что вышли они из-под моего пера не как плод взбаламученной фантазии, а как безыскусное описание подлинных ночных приключений, в которых руководил мною мой вожатый ночи – Сон».

Так как «Бедовая доля» – рассказ, имеющий посвящение («Льву Шестову»), то нужно думать, что в глазах автора это была не пустяковинная вещь. Но сколько здесь гримасы, характерной для всего творчества г. Ремизова! Это очень жаль, если бы он способен был по-иному, просто рассказывать ту жуть, которую он чувствует, он должен бы производить тяжелейшее впечатление, так как у него есть для этого и острое чувство, и дарование.

Ведь мог же он без гримас написать рассказ «Бебка», о дружбе с ребенком, – рассказ, к которому очень подходит слово  «милый» и в котором нет никаких гримас.

155


 
Назад Рецепция современников На главную