Ремизов ‒ беллетрист, рассказчик с занимательной Фабулой; рассказчик о самом будничном, близком, нужном, понятном, о том же, о чем вам рассказывал Чехов.
Вы не верите мне? Убедитесь сами: прочтите том «Рассказов». Вы признаете, что Ремизов среди современных претендентов на пустующий трон в стране – «русского рассказа» ‒ по меньшей мере из самых достойных. Он ‒ бытовик; он ‒ и тончайший психолог; язык его безупречно простой, бесконечно тонкий, и надо ли говорить, на сколько более русский, чем язык какого угодно другого «русского беллетриста». Но прежде всего, ‒ рассказы его «интересны».: интересны сами по себе, помимо остальных достоинств; интересны так, как «интересно» все написанное, ну, Лесковым.
Именно к Лескову по характеру таланта подходит Ремизов. Как и Лесков, пускаясь в области, где так заманчива модная стилизация, Ремизов везде остается настоящим «стилистом». Стилистом, но отнюдь не «стилизатором».
Вы боитесь раскрыть том «Рассказов» Ремизова. Вы боитесь, что из него повылезут навстречу вам мокрицы «стилизации». Не бойтесь: в руки вам не попадет ничего, кроме жемчужин стиля. Вы боитесь ужей плакучей Пшебышевщины, или удавов интимности с Дьяволом и Роком. Вы боитесь, что в этой книге заглавие «Рассказы», и вся солидная и упрощённая внешность ее ‒ только для отвода глаз. Вам чудится: хитрый модернист расставил сети, чтобы в них нас запутать. Мы уже не доверяем более Скромной внешности: мы знаем, что под нею скрывается ужасная трагедия, с прологом, в котором мы очутимся на нёбе; в первом рассказе, мы знаем, ‒ такой ужас, которого нельзя понять без второго; второго, знаем, нельзя понять без третьего; но третьего то, третьего, ‒ вовсе нельзя понять!
Уверяю вас, что вы можете раскрыть книгу на любом рассказе, и вам не понадобится заглядывать ни, в предыдущий, ни в следующий, ни напрягать свой мозг, чтобы постичь его содержание. В рассказе будет всё просто и ясно; он увлечет вас с первого слова до последнего. И если вам захочется прочитать