В.П.
<Пастухов В. Л.>

Ремизов А. «В розовом блеске». Издательство имени Чехова. Нью-Йорк, 1952

Источник: Опыты. 1953. Кн. 1. С. 202–203.

А. М. Ремизов мастер слова. Он влюблен в слово. Он им одержим. Ему открыта магия слов. Он глубоко знает и чувствует стихию русского языка. Старинного и нового. Народного, обывательского, мещанского, литературного. Он сейчас, кажется, единственный представитель той русской литературы, которая началась с Гоголя и через ответвление Лесков-Розанов – дала явление

202


Ремизова. В последние годы до своей книги «Подстриженными глазами» А. Ремизов увлекался, главным образом, тем обликом своего творчества, который в его молодости дал «Посолонь» и очаровательные детские сказки, а впоследствии его повести в древнем русском стиле, его сказы и сны. Это всегда было очень интересно, но его настоящие ценители жалели о том времени, когда он создал свою замечательную повесть «Крестовые сестры», свой трогательный рассказ «Петушок». Теперь в своей книге «В розовом блеске» он даже превзошел эти свои произведения. Уже в отношении литературных приемов эта книга задумана необычайно тонко. Первая часть поражает причудливостью словесных узоров. В ней всё время чувствуется ласковая улыбка, иногда немного ироническая, которую, я думаю, знают все, читавшие А. Ремизова. Во второй части стиль становится прозрачнее и проще. В первой части окружение Оли – Серафимы Павловны. Быт русской революционной молодежи. Серафима Павловна – жена А. М. Ремизова. Оля – ее воспоминание о молодости. Такой девушкой она видела себя в прошлом. Во второй части душа Оли. Нежная лирика. Прелесть чистоты, устремленность к жертве. В последней части отчаяние конца земного пути Серафимы Павловны Ремизовой на фоне завоеванного немцами Парижа. Здесь трагизм. Смерть Серафимы Павловны передана с потрясающей силой. И не только словами, а тем, что за ними, между ними. Здесь Ремизов делает то, что когда-то делал В. В. Розанов. Пишет о самом близком, о самом сокровенном, а самом глубоком. И делает это, пожалуй, сильнее Розанова. Читатель непосредственно соприкасается с душой писателя. Это жутко. Это волнует. Это не только литература, но нечто более глубокое, более значительное.

Здесь уже нельзя говорить о «литературном приеме», о мастерстве. «В розовом блеске» – событие в русской литературе, эта книга, мне кажется, встанет рядом с самыми крупными произведениями нашей литературы.

203


 
Назад Рецепция современников На главную