В издании «Hippocrate», органе французских врачей, вышла в трехстах экземплярах брошюрой статья А. Ремизова «Тургенев – поэт сновидения», воспроизведением двенадцати иллюстраций автора.* Во французском читателе и статья, и рисунки Ремизова должны пробудить немалый интерес; для нас же, хорошо Ремизова знающих, его иллюстрации занимательнее текста.
Не только трудно, но и невозможно представить себе, чтобы Тургенев или его герои когда-нибудь грозили образами, изображенными Ремизовым и резко противоречащими тургеневской простоте и ясности; зато для толкования самого Ремизова и его произведений эти образы необходимы, – во всей их сказочности и фантастической путанице, в их детской стилизации, богатейшей орнаментике («песнь торжествующей любви») и чертовщинке. Рисунки Ремизова не впервые публикуются в иностранной печати, – в русских изданиях их почти не было. Это очень жаль, потому что «чудачество» Ремизова не так просто, как принято думать, в нем, много мистического и трагического, о чем в газетной заметке не расскажешь. Иллюстрации к «сновидениям» принадлежат», кажется, к лучшим его художественным опытам, и право их полной оценки следует предоставить консилиуму художников и врачей; литературному суду они, во всяком случае, не принадлежат.
Что до текста, то он цене особым подходом к Тургеневу, как к «посвященному» Гоголем и исполнителю его завещания.
* A. Remisov. Tourg<u>éniev, poète du rêve. «Hippocrate». Paris, 1933.