С. О.
<C.Я.  Oсипов>

Алексей Ремизов. Трава-мурава. Сказ и величание.
Изд. С. Эфрон. Берлин, 1922 (191 стр.)

Источник: Новая русская книга. 1922. № 8. С. 15–16

Античную художественную вазу, времен Византии Великой, Греческой Империи и Великого Рима напоминает новая книга Алексея Ремизова. Как рисунок глазури густой на такой вазе, травой-муравой травленный, сочны и ярки притчи, сказания и истории Ремизова. Перелистываешь страницы и точно поворачиваешь вазу и читаешь истории, рассказываемые ее незатейливыми, но высокохудожественными рисунками.

Первые семь сказов и величаний посвящены храму Святой Софии в Царьграде. Художественные пересказы легенд о постройке Храма и его наречении, сказаний, связанных с иконами, раками, мощами и надписями, находившимися в великом храме, проникнуты благоговейным поклонением и переданы славянским слогом и стилем, расцвеченным, как песнопения пасхальные, восторженными величаниями. Сказы эти и величания были написаны автором в 1915 году, когда в русском обществе особенно ярко вспыхнули мысли о кресте над Святой Софией… Отражая эти чаяния, Ремизов изображает храм Святой Софии во всей его идеальной величественности, присущей этой святыне, этому храму храмов. Как бы в припадке священного экстаза, одухотворенным взглядом в далекое прошлое, автор восстанавливает перед нами картину необычайного богатства и великолепия украшений великого храма. В его изображении, Святая София является сосредоточием святейших святынь. Тут и стол, за которым сидел Христос с учениками в Тайную Вечерю, и суды царей-волхвов, принесенные ими в дар Младенцу и убрус Авгарев  –  нерукотворный образ Христа. Тут и доска от Гроба Господня и Крест честной, и столб, к которому был привязан Христос, и венец, и гвозди. Здесь же, в храме, и место упокоения многих великих святых и угодников: Иоанна

15


Златоуста, Григория Богослова, Варвары великомученицы, Пантелеймона, Сильвестра, – папы Римского, царя Константина и других. Настроение молитвы и благоговения оставляют эти страницы, как храм святой, который вы посетили.

«Аполлон Тирский» переносит нас в Элладу. Античная история этого мифологического героя, неоднократно перелагавшаяся и обрабатывавшаяся разными авторами, в том числе Шекспиром (Перикл), передается Ремизовым современным языком и стилем русских странников, людей Божиих, калик перехожих. В такой передаче античный быт и обстановка древней Греции причудливо переплетается с современностью. Наряду с царем Антиохом, царевной Ликрасой, старейшиной Евлаком и др. тут встречаются нянька Фатевна, рыбак Лукич, царевна Пелагая. Хозяйка блудничная, все известная на острове Родосе Анна Дементьевна, искусно приготовляет... ханжу, которую «пьют гольем». Царица Тахия селится черничкой при часовенке Скорбящей. Царь Аполлон энергично бранится «мерзавец» и «окаянный», а другие персонажи употребляют такие греческие выражения, как «на рожон прет», «в подметки не годится» и т. п. Это частичное внесение современности в античный быт и обстановку, придает истории Аполлона Тирского характер сновидения, в котором причудливо переплелись действительность и фантазия, далекое прошлое и современность.

«Авраам» и «Царь Соломон» – два художественных пересказа из библейской истории, в которых Ремизов сохранил все особенности языка библии и житий. Приметны также притчи «Царь Аггий» и «Дар Рыси».

Последние семь притч и сказаний представляют цикл на темы Апокалипсиса в связи с великой войной. Жуткие картины «Города обреченного», войны междоусобной, братоубийственной («Три брата»), страданий жен и матерей за гибнущих на жестокой войне мужей и сыновей («На земле мир»), напоминают нам события последних лет, свидетелями которых мы были. С большой силой и экспрессией передает эти истории Ремизов. Большой талант импрессиониста дает ему возможность двумя-тремя словами изображать необычайно яркие образы. Он говорит про страдающих женщин: «лиц их не видно  –  одни испуганные и воспаленные глаза» и типы художника Васнецова являются в вашем воображении.

Кроме мрачных картин ужасов, в тех же притчах из Апокалипсиса есть и бодрящие строки, полные символического значения. После тяжелых годов  неволи наступят добрые лета, радостные и тихие и перекуют люди мечи на плуги. Вместо разрушенного города, будет построен новый, который будет «краше и поваднее всех городов, новый город окликанный». – Надежды, которыми живут русские люди.

Книга имеет прелестную по простоте и изяществу обложку с автографом Ремизова.

16


Назад Рецепция современников На главную