Златоуста, Григория Богослова, Варвары великомученицы, Пантелеймона, Сильвестра, – папы Римского, царя Константина и других. Настроение молитвы и благоговения оставляют эти страницы, как храм святой, который вы посетили.
«Аполлон Тирский» переносит нас в Элладу. Античная история этого мифологического героя, неоднократно перелагавшаяся и обрабатывавшаяся разными авторами, в том числе Шекспиром (Перикл), передается Ремизовым современным языком и стилем русских странников, людей Божиих, калик перехожих. В такой передаче античный быт и обстановка древней Греции причудливо переплетается с современностью. Наряду с царем Антиохом, царевной Ликрасой, старейшиной Евлаком и др. тут встречаются нянька Фатевна, рыбак Лукич, царевна Пелагая. Хозяйка блудничная, все известная на острове Родосе Анна Дементьевна, искусно приготовляет... ханжу, которую «пьют гольем». Царица Тахия селится черничкой при часовенке Скорбящей. Царь Аполлон энергично бранится «мерзавец» и «окаянный», а другие персонажи употребляют такие греческие выражения, как «на рожон прет», «в подметки не годится» и т. п. Это частичное внесение современности в античный быт и обстановку, придает истории Аполлона Тирского характер сновидения, в котором причудливо переплелись действительность и фантазия, далекое прошлое и современность.
«Авраам» и «Царь Соломон» – два художественных пересказа из библейской истории, в которых Ремизов сохранил все особенности языка библии и житий. Приметны также притчи «Царь Аггий» и «Дар Рыси».
Последние семь притч и сказаний представляют цикл на темы Апокалипсиса в связи с великой войной. Жуткие картины «Города обреченного», войны междоусобной, братоубийственной («Три брата»), страданий жен и матерей за гибнущих на жестокой войне мужей и сыновей («На земле мир»), напоминают нам события последних лет, свидетелями которых мы были. С большой силой и экспрессией передает эти истории Ремизов. Большой талант импрессиониста дает ему возможность двумя-тремя словами изображать необычайно яркие образы. Он говорит про страдающих женщин: «лиц их не видно – одни испуганные и воспаленные глаза» и типы художника Васнецова являются в вашем воображении.
Кроме мрачных картин ужасов, в тех же притчах из Апокалипсиса есть и бодрящие строки, полные символического значения. После тяжелых годов неволи наступят добрые лета, радостные и тихие и перекуют люди мечи на плуги. Вместо разрушенного города, будет построен новый, который будет «краше и поваднее всех городов, новый город окликанный». – Надежды, которыми живут русские люди.
Книга имеет прелестную по простоте и изяществу обложку с автографом Ремизова.