С. О.
<Осипов С. Я.> 

Алексей Ремизов. «В поле блакитном»

Источник: Жизнь. 1922. 18 мая. № 24. С. 4.

Вышла новая книга Ремизова, является, по-видимому прологом большого, задуманного автором, романа.

В прологе описывается семейная хроника помещиков Ильменевых, детские и юношеские годы Оли, дочери помещика Ильменева. Отсюда и название книги «В поле блакитном» – фамильного герба Ильменевых: два льва с раскрытыми пастями, из пастей пламя, на поле (фоне) блакитном.

Рисуя среду и условия, в которых росла и жила Оля, Ремизов дает целый ряд ярких картин жизней помещиков юго- запада в России в первой половине прошлого столетия. Его колоритное описание состояния умственного и общественного развития этой эпохи, является дополнением к картинам Тургенева, Гончарова, Гоголя.

Навсегда исчезнувшая, мирная, неторопливая жизнь старых годов носила глубокий отпечаток тишины и спокойствия, который подчеркивает Ремизов: «тихо в Меженнике, благоприятно!» В старинном доме с двумя белыми башнями, делали запасы всевозможных сортов вареньев и наливок, готовили пастилу, запасали орехи, пили чай на балконе, искали тень в жару, вспоминали прежнее время, когда «всё было лучше» и так далеки были от общественной жизни, политики, «проклятых вопросов».

На фоне этого далекого прошлого Ремизов изображает детские годы Оли, выросшей в семье, отличавшейся странностями. В роду крепких, рослых что могучий дуб, людей, передавалась по наследству червоточина, недуг тяжкий. Всегда задумчив и печален дед Оли Павел Петрович, страшно окончивший жизнь свою – зарезавшийся. Александр Павлович, отец Оли, замкнутый, с кристальными глазами, любит одиночество, богомолен; был с ним припадок сумасшествия и находился он в больнице для душевнобольных. «Нет мира в доме, погибнет дом!», говорил Александр Павлович и повторял и повторяла тоже зловеще Нянька Фатевна.

Странностями отличались и детские годы Оли. Задумчивая и молчаливая, роящаяся в своих мыслях и мучась ими, Оля боялась чёрта, боялась страшного суда, мучилась страстями Христовыми, страшные сны ей снились. Но больше всего боялась Оля смерти и её неотвратимости. Страшно было Оле, что кто-то, никому неизвестный, и когда, не известно, приходит и отнимает и слух, и глаза, и язык. Едва вступившая в жизнь, лицом к лицу столкнулась со смертью Оля, когда из-за ненужной ей любви повесился студент Караулов «Ох, как тяжко!» всем своим существом чувствовала Оля.

Чувство страха смерти, преследующей Олю, взял темой своего рисунка на обложке книги и художник Арнштам.

Верный своему таланту бытописателя, Ремизов дает в своей новой книге в блестящей литературной форме, богатый этнографический материал. Народные приметы, поверья, обычаи рассыпаны щедрой рукой по многим страницам книги. Какое знание домашнего обихода «старых годов», напр<имер> в описании приданого бабушки, или в перечислении повозок и экипажей в сарае. Сколько знания эпохи, напр., в штрихе о подвижных островах на пруду и плавающих, вензелях, в описании балов и празднеств, бывших в прежнее время в Ватагине. Если ещё сказать, что Ремизов дает также богатейший лингвистический материал, что сохраняет нам перлы русского языка, то получится полная характеристика бытописательской стороны книги.
 
Назад Рецепция современников На главную