рой в «идеал». И у Ремизова эго слово может стоять без кавычек: его гуманизм ‒ не идея, а подлинная реальность. Оля с темно-русой косой, густыми бровями и «совиными глазами» до конца сохраняет
«свою горячность
«и свою готовность все отдать.
«Оля» ‒ повесть о горячих детских сердцах, о жертвенности и служении. Чтобы избежать ложного пафоса, автор выбирает людей самых обыкновенных ‒ совсем не похожих на героев. Чтобы не впасть в чувствительность, ‒ он подчеркивает смешные мелочи их жизни И все же общий тон книги героический.
Стиль Ремизова, основанный на интонациях живой речи, свободен и от синтаксических шаблонов, и от литературных клише. Людям зрительного типа, не слышащим, а видящим фразу, он может показаться затрудненным, разорванным: в нем нет привычной «гладкости», «закругленности» и прочих литературных условностей, переставших казаться искусственными. Нужно вслушаться с ремизовский «сказ», войти в ритм его словосочетаний, чтобы почувствовать их художественную и психологическую оправданность. В каждом новом произведении язык его творится заново. Из фразы выброшены все «вспомогательные средства» (для Ремизова характерно опущение союзов, местоимений, эпитетов и систематическое введение эллипсов); она сжата и наполнена. Почти все предложения ‒ главные; логические отношения не показаны, а только отмечены знаками препинания (двоеточие, тире); периоды строятся не по правилам риторики, а по законам разговорной речи. Изобилуют интонационные значки (.. , !), слова ‒ жесты (вот, тут, это). Создается иллюзия живого голоса ‒ то заглушенного, интимно-шепчущего, то взволнованно-громкого, но спокойно-замедленного, то торопливо-прерывающегося. Из интонаций вырастает перед нами образ самого рассказчика: ты видишь его жесты, тики, ужимочки: его улыбку и хитрый взгляд. В искусстве выразить себя до конца ‒ он неподражаем. Каждое его выражение ‒ личное, неповторимое и единственное. Язык Ремизова ‒ одно из самых замечательных явлений современной нашей литературы. Разрыв с «письменной» традицией, начатой Ломоносовым и обоснованной Карамзиным, ‒ возвращение к народным жанрам (сказка, песня, скороговорка, духовный стих) и к писателям не-канонизированным (Аввакум, Лесков, Розанов) ‒ придают его творчеству громадную историко-литературную значительность Ремизов обращен лицом к будущему: он подлинный учитель молодого поколения писателей.