Мочульский К.

Алексей Ремизов. Оля. Изд. Вол. Париж. 1927

Источник: Современные записки. 1928. Кн. 34. С. 500–501.

В этом романе рассказывается о простой и радостной жизни Оли Ильменевой: первая часть «В поле блакитном» ‒ детство, деревня Ватагино, воспоминания об отце, матери, няньке Фатевне, о странниках и сундуке с бабушкиным приданым, все вместе: и важное, и незначительное, и печальное, и трогательное; все, как запомнилось, вне перспективы и выбора: непосредственная запись детских впечатлений. Нянькины сказки, пасхальная заутреня, рождественские каникулы, смерть бабушки, а рядом случай с бешеной собакой и история о зайчике, который приносит конфеты. Автор никак не «строит» своего повествования. Это похоже на дневник ‒ так же лично, отрывисто, иногда случайно, но из мелочей и беглых заметок вырастает в неповторимом своеобразии смутная и сказочная пора детства. И в этом смысле приемы Ремизова прямо противоположны приемам Толстого в «Детстве и Отрочестве». Толстой восстанавливает прошлое с точки зрения взрослого: у него материал памяти подвергается последующей переработке; Ремизов смотрит глазами ребенка, прошлое для него ‒ настоящее: чудесный, сверкающий и таинственный мир. У одного ‒ аналитический разум, у другого ‒ лирическое воображение.

Вторая часть ‒ «Доля» и третья «С огненной пастью», посвящены Олиной юности. Петербург, Бестужевские курсы, революционная работа, сходки, конспирация, аресты. В нашей литературе история революционного движения никогда еще не разрабатывалась, как поэтическая тема. К сложному общественно-политическому явлению Ремизов подходит не как историк и бытописатель. «Деланье революции» он воспринимает лирически, и в партийном подполье видит не догму и доктринерство, ‒ а великую любовь и жажду «пожертвовать собой». Эти юноши и девушки, спорящие о Плеханове и Каутском, презирающие тех, кто смеет жить личной жизнью и расходящиеся с друзьями потому, что те «склоняются» к с.-д., а не к с-р., просветлены такой любовностью, такой застенчивой нежностью, что, кажется, вся книга написана о любви. Убогий и печальный быт, наивная и нетерпеливая идеология подростков ‒ растворены в чистой лирике. Все прозрачно, все залито радостью жизни и ве-

500


рой в «идеал». И у Ремизова эго слово может стоять без кавычек: его гуманизм ‒ не идея, а подлинная реальность. Оля с темно-русой косой, густыми бровями и «совиными глазами» до конца сохраняет

«свою горячность

«и свою готовность все отдать.

«Оля» ‒ повесть о горячих детских сердцах, о жертвенности и служении. Чтобы избежать ложного пафоса, автор выбирает людей самых обыкновенных ‒ совсем не похожих на героев. Чтобы не впасть в чувствительность, ‒ он подчеркивает смешные мелочи их жизни И все же общий тон книги героический.

Стиль Ремизова, основанный на интонациях живой речи, свободен и от синтаксических шаблонов, и от литературных клише. Людям зрительного типа, не слышащим, а видящим фразу, он может показаться затрудненным, разорванным: в нем нет привычной «гладкости», «закругленности» и прочих литературных условностей, переставших казаться искусственными. Нужно вслушаться с ремизовский «сказ», войти в ритм его словосочетаний, чтобы почувствовать их художественную и психологическую оправданность. В каждом новом произведении язык его творится заново. Из фразы выброшены все «вспомогательные средства» (для Ремизова характерно опущение союзов, местоимений, эпитетов и систематическое введение эллипсов); она сжата и наполнена. Почти все предложения ‒ главные; логические отношения не показаны, а только отмечены знаками препинания (двоеточие, тире); периоды строятся не по правилам риторики, а по законам разговорной речи. Изобилуют интонационные значки (.. , !), слова ‒ жесты (вот, тут, это). Создается иллюзия живого голоса ‒ то заглушенного, интимно-шепчущего, то взволнованно-громкого, но спокойно-замедленного, то торопливо-прерывающегося. Из интонаций вырастает перед нами образ самого рассказчика: ты видишь его жесты, тики, ужимочки: его улыбку и хитрый взгляд. В искусстве выразить себя до конца ‒ он неподражаем. Каждое его выражение ‒ личное, неповторимое и единственное. Язык Ремизова ‒ одно из самых замечательных явлений современной нашей литературы. Разрыв с «письменной» традицией, начатой Ломоносовым и обоснованной Карамзиным, ‒ возвращение к народным жанрам (сказка, песня, скороговорка, духовный стих) и к писателям не-канонизированным (Аввакум, Лесков, Розанов) ‒ придают его творчеству громадную историко-литературную значительность Ремизов обращен лицом к будущему: он подлинный учитель молодого поколения писателей.

501


 
Назад Рецепция современников На главную