Святополк-Мирский Д., кн.

Критические заметки
<«Взвихренная Русь»,  «Оля»>

Источник: Версты. 1928. № 3. С. 155–160.
< О книгах Ремизова на с. 155–156>.

Взвихренная Русь Ремизова (изд. Таир, Париж, 1927) займет одно из первых мест в литературе наших дней, и в творчестве самого Ремизова. Его запись о Великой Русской Революции полна значительности и внутренней, непосредственно воспринятой правды.

Законный потомок Достоевского и Гоголевской «Шинели», Ремизов с особой остротой переживает боль и страдание, и его рассказ о  Революции прежде всего хождение по мукам простых русских людей, застигнутых Революцией. Но, как и у всякого из нас отношение его к ней двойное, «амбивалентное», отношение ненависти и любви, притягивания и отталкивания, и притягивания тем сильнейшего, чем сильнее соответное ему отталкивание.

В краткой заметке нельзя дать представления об изумительной полноте и богатстве этой книги. Особенно поразительны «Окнища» (окнища в ад), рассказы о «скотских зимах» 1918-1920 года. Но не менее замечательна и «Весна-Красна», дневник 16 и 17 года – рассказ о мобилизации ратников, об избиении городовых и «бескровную» февральскую революцию. И просвечивающие сквозь основной текст лирические интермедии, и памяти о России прежней, о «заплечном мастере», о большевизме Петра, – по старым документам со странно-новыми именами Петровских чиновников и подрядчиков – Савинков, Бронштейн – и старые знакомые из «Шумов Города», несравненные «Заборы», о «единственной весне чудесной» 1920 года («это заборы, которые теснили дорогу, – не было больше заборов! садами шла моя дорога»); и эти ремизовские сны, которых так не любят его снисходительные парижские критики, но в которых самая острая изюминка его настоек. Наконец я не могу не кончить выпиской – конца последней главы «В конце Концов», где тема «амбивалентности» Революции достигает особенного лирического напряжения:

«– – знаю! – если бы революции «освобождали» человека, какой бы это был счастливый человек! – знаю, никакие революции не перевернут, ну скажу так: «судьбы, которую конем не объедешь». «И все-таки – или это от тесноты невозможной, в которой живем мы? – когда подымается буря –

к о н е ц».

Но за этим концом следует еще конец «неугасимые огни» – с видением воскресшей из пепла Московской России – – «черным покрытый одиноко шел властитель «вся Русии», в крепко сжатой руке прыгал костяной посох. В медных касках, закованные в серую сталь, проходили ливонцы, обагрившие кровью московский берег, а следом – пестро и ярко царевичи: грузинские, касимовские и сибирские. Шишаки лисовчиков и русских «воров», а под ними шершавые головы юродивых – не брякали тяжелые вериги,

155


висело железо, как тень, на измученном теле. И в белых оленьих кухлянках скользили лопари-нойды, шептались – шаптали <sic!> – и от их шепота сгущался туман, и сквозь туман: ослепленные зодчие и строители, касаясь руками стен –

Неугасимые огни горят над Россией».

***

«Оля» (Изд. Вол. Париж, 1927) в творчестве Ремизова противостоит «Взвихренной Руси» почти как антитеза. Если во «Взвихренную Русь» он вложил все свое богатство, в «Оле» он сосредоточил всю свою чистоту. Больше, чем всякая другая книга Ремизова «Оля» принадлежит к «старшей линии» русской литературы, линии не Гоголя, Достоевского и Лескова, а Пушкина, Аксакова и Тургенева. Для многообъятности Ремизова характерно, что автор «Стратилатова», самого демонического гротеска, в то же время автор «Оли», самой свежей идиллии. В то же время, для самого писателя, «Оля» огромное усилие самоограничения. Именно своим строгим исключением всего грубого, всего демонического, всего сомнительно-свежего и сомнительно-чистого Ремизов продолжает традицию «Капитанской Дочки», «Багрова Внука» и «Дворянского Гнезда». Но – достижение особенно трудное для духовного внука Гоголя и Достоевского. Чистый идиллический мир «Оли», по существу чуждый творцу «Буркова Дома» и «Канавы», встает, однако, во всей своей природной свежести, и высокое, объективное, искусство писателя предстает нам в своей чистой и «первобытной» легкости. Высшая зрелость искусства, умеющего преодолеть свою зрелость и обрести потерянный рай простоты.

156


 
Назад Рецепция современников На главную